Те, у кого нет AR-очков, уязвимы перед теми, у кого они есть
Тот, кто носит очки дополненной реальности, или умные очки, может погуглить ваше лицо, превратить вас в кошку или записать ваш разговор — и это создает серьезный дисбаланс возможностей, считают исследователи из Корнелла.

В настоящее время большинство работ, посвященных AR-очкам, сосредоточены в основном на ощущениях их владельца. Исследователи из Корнельского колледжа вычислительной техники и информационных технологий имени Энн С. Бауэрс и Университета Брауна объединили усилия для изучения того, как эта технология влияет на взаимодействие между владельцем очков и другим человеком. Их исследования показали, что, хотя в целом устройство снижает уровень тревожности пользователя, по другую сторону очков все не так радужно.
Дженни Фу, докторант в области информационных наук, представила результаты исследования в новой работе Negotiating Dyadic Interactions through the Lens of Augmented Reality Glasses на конференции ACM Designing Interactive Systems 2023, прошедшей в июле.
Очки дополненной реальности накладывают виртуальные объекты и текст на поле зрения, создавая для пользователя мир смешанной реальности. Некоторые модели отличаются большими размерами и громоздкостью, но по мере развития AR-технологий «умные» очки становятся неотличимыми от обычных, что вызывает опасения, что пользователь может тайно записывать кого-то или даже генерировать фальшивки с его подобием.
Ученые наблюдали за пятью парами людей — носящими и не носящими очки — в процессе обсуждения одной из задач выживания в пустыне. Носитель получал Spectacles — прототип AR-очков, предоставленный компанией Snap Inc. Очки Spectacles выглядят как авангардные солнцезащитные очки, а для исследования они были оснащены видеокамерой и пятью пользовательскими фильтрами, которые превращали человека в оленя, кошку, медведя, клоуна или свинозайца.
После этого пары участвовали в сессии совместного проектирования, где обсуждали, как можно усовершенствовать AR-очки, как для тех, кто их носит, так и для тех, кто их не носит. Участники также были опрошены и попросили проанализировать свой опыт.
По словам пользователей, забавные фильтры снизили их тревожность и позволили успокоиться во время выполнения упражнения. Однако те, кто их не носил, сообщили, что чувствовали себя неполноценными, поскольку не знали, что происходит по ту сторону линз. Они также были расстроены тем, что фильтры лишают их контроля над собственной внешностью. Возможность того, что пользователь может тайно записывать их без согласия — особенно когда он не знает, как выглядит, — также ставила людей, не носящих фильтры, в невыгодное положение.
Однако не все были бессильны. Некоторые из них требовали знать, что видит носитель, и двигали лицом или телом, чтобы обойти фильтры, что давало им возможность контролировать свое присутствие в невидимом мире смешанной реальности.
Я думаю, что это самый большой вывод, который я сделала из этого исследования: Я более силен, чем я думал, — сказал Фу.
Другая проблема заключается в том, что, как и многие другие AR-очки, Spectacles имеют затемненные линзы, чтобы пользователь мог видеть проецируемые виртуальные изображения. Отсутствие прозрачности также ухудшает качество социального взаимодействия, сообщают исследователи.
Нет прямого зрительного контакта, что приводит людей в замешательство, поскольку они не знают, куда смотрит собеседник, — сказал Фу.
Это делает их впечатления от общения менее приятными, поскольку очки блокируют все эти невербальные взаимодействия.
Чтобы создать более позитивный опыт для людей по обе стороны линз, участники исследования предложили разработчикам смарт-очков добавить проекционный дисплей и световой индикатор записи, чтобы люди, находящиеся рядом, знали, что видит и записывает пользователь.
Фу также предлагает разработчикам протестировать очки в социальной среде и провести совместный процесс проектирования, подобный тому, что был в их исследовании. Кроме того, по ее словам, они должны рассматривать эти видеовзаимодействия как источник данных.
Таким образом, люди, не являющиеся пользователями очков, смогут принять участие в создании будущего мира смешанной реальности.