Science Advances: Рембрандт впервые пропитал свинцом холст «Ночного дозора»
Новое исследование показало, что Рембрандт пропитал холст для своей знаменитой картины под названием Ночной дозор, написанной в 1642 году, свинцовосодержащим веществом еще до нанесения первого грунтового слоя. Подобная пропитка свинцом никогда ранее не наблюдалась ни у Рембрандта, ни у его современников.
Открытие, опубликованное сегодня в журнале Science Advances, подчеркивает изобретательный стиль работы Рембрандта, в котором он не стеснялся использовать новые техники.
Удивительное наблюдение — еще один результат операции «Ночной дозор», самого крупного и масштабного проекта по исследованию и сохранению шедевров Рембрандта за всю его историю. Оно стало результатом расширенного анализа реального образца краски, взятого с исторической картины. Первый автор статьи — Фредерик Броерс, научный сотрудник Рейксмузеума и аспирант профессоров Катриена Кёне (Амстердамский университет), Кёна Янссенса (Антверпенский университет) и Флориана Мейрера (Утрехтский университет). Ее исследование является частью исследовательского проекта „3D-понимание продуктов деградации в живописи“ Нидерландского института консервации+искусство+наука+ (NICAS), финансируемого Нидерландским исследовательским советом NWO. Броерс и его коллеги использовали комбинацию рентгеновской флуоресценции и птихографии для идентификации и визуализации субмикроскопических химических соединений в нижних слоях холста. Взяв образец небольшого фрагмента краски „Ночного дозора“ в DESY (Немецкий электронно-синхротронный центр, Гамбург), они обнаружили богатый свинцом слой под кварцево-глинистым грунтовым слоем холста.
Защита от влаги
Из предыдущих исследований уже было известно, что Рембрандт использовал кварцево-глиняный грунт для «Ночного дозора». На более ранних картинах он использовал двойной грунт, состоящий из первого грунта, содержащего красные земляные пигменты, и второго грунта, содержащего свинцовые белила. Возможно, большой размер „Ночного дозора“ побудил Рембрандта искать более дешевую, менее тяжелую и более гибкую альтернативу для грунтового слоя. Другая проблема, которую ему пришлось преодолеть, заключалась в том, что большой холст предназначался для влажной внешней стены большого зала Кловенирсдоелен (стрельбища мушкетеров) в Амстердаме. Сообщалось, что в условиях повышенной влажности обычный способ подготовки холста с помощью животного клея может не сработать. Современный источник по технике живописи, который написал Теодор-де Майерн, предложил в качестве альтернативы пропитку маслом с высоким содержанием свинца. Возможно, это вдохновило Рембрандта на необычную процедуру пропитки, чтобы повысить долговечность своего шедевра.
Вычислительная визуализация
Наличие этого свинцовосодержащего «слоя» было обнаружено благодаря первому в истории использованию корреляционной рентгеновской флуоресценции и птихографической нанотомографии на образце исторической краски. Это было сделано на источнике синхротронного излучения PETRA III в DESY. Рентгеновская флуоресценция используется для исследования распределения относительно тяжелых элементов (кальция и более тяжелых). Птихография — вычислительная техника визуализации, основанная на экспериментально полученных данных, — позволяет визуализировать даже самые легкие элементы и органические фракции.
Анализ микрообразца, взятого из «Ночного дозора», показал, что на стороне образца, ближайшей к опоре холста, в слое грунта присутствовал однородный слой дисперсного свинца. Поскольку в кварцево-глинистом грунтовом слое свинцовых компонентов не ожидалось, это наблюдение вызвало недоумение. Полученные результаты были объединены с картой распределения свинца в „Ночном дозоре“, полученной в результате рентгенофлуоресцентного сканирования картины в Галерее почета Рейксмузеума. Эта карта показывает наличие свинца по всей картине и свидетельствует о его нанесении большими полукруглыми мазками, что подтверждает предположение о том, что он появился в результате процедуры пропитки. На карте распределения свинца виден даже отпечаток оригинального ситечка, на который был натянут холст при нанесении подготовительных слоев. Это еще на один шаг приближает нас к пониманию творческого процесса Рембрандта при написании „Ночного дозора“, а также его нынешнего состояния.