Как музыка влияет на эмоции дошкольников: открытие психологов МГУ
Около 2 миллионов детей в нашей стране посещают дополнительные занятия по музыке. Это связано с тем, что родители понимают важность музыкального образования для развития различных навыков у детей.
Александра Долгих, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, отметила, что данных о роли музыкального образования в развитии эмоциональной компетентности не так много. Поэтому в своём исследовании она хотела сосредоточиться на этом аспекте.
Способность понимать свои и чужие эмоции, а также управлять ими необходима человеку для эффективного общения и выстраивания отношений с другими людьми.
Учёные выяснили, что музыкальное образование помогает детям лучше понимать чувства других людей.
За два года у детей, которые посещали музыкальные занятия, значительно улучшились показатели понимания эмоций — хотя изначально различий в этой способности не было.
Это во многом связано с тем, что на начальном этапе обучения дети разучивают мелодии с «говорящими» названиями и понятными словами. Так ребёнок может представить себе сюжет или ситуацию, которую он должен передать музыкально, и связать настроение композиции с этим образом.
При исполнении песни «Улыбка» из мультфильма „Крошка Енот“ ребёнок должен передать весёлое и дружелюбное настроение. Педагог может помочь, попросив представить пляшущие облака, кузнечика со скрипкой и смеющихся друзей. Эти образы помогут ребёнку прочувствовать и передать радость.
Преподаватель кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Анастасия Якушина объяснила, что
в процессе обучения музыке дети узнают: определённые эмоции можно испытать, представив ситуацию, которая их вызывает, или вспомнив её. Такие воспоминания тоже могут вызывать эмоции.
Исследование показало, что систематические занятия музыкой положительно влияют на развитие эмоциональной компетентности у детей. Это важная составляющая гармоничного развития.