Evolution: Островные летучие мыши одного вида эволюционируют по-разному
Исследователь из Мельбурнского университета заметил редкое эволюционное явление, быстро происходящее в реальном времени у летучих мышей, живущих на Соломоновых островах.
Доктор Тайрон Лэвери в статье, опубликованной в журнале Evolution, сообщает, что две группы листоносых летучих мышей со значительно отличающимися размерами тела, которые считались отдельными видами, являются примером редкого типа параллельной эволюции. Параллельная эволюция — это когда разные популяции, живущие в схожей среде, развивают схожие черты независимо друг от друга.
Более мелкая летучая мышь, Hipposideros diadema, встречается на шести основных и многих мелких островах. Она также распространена в Юго-Восточной Азии, Папуа-Новой Гвинее и некоторых районах северной Австралии. Гораздо более крупные летучие мыши были названы в 1905 году H. dinops, или Fierce Leaf-Nosed Bat, и встречаются только на Соломоновых островах. Эти два вида живут вместе на большинстве островов, которые имеют схожую лесную среду обитания.
Несмотря на то, что они очень разные по размеру, ДНК летучих мышей очень похожи. Они используют разные частоты сонара, вероятно, едят разную пищу, и даже когда они живут в одной пещере вместе, они не скрещиваются. Именно поэтому никто никогда не задавался вопросом, являются ли они разными видами, — говорит доктор Лэвери.
По словам доктора Лэвери, несмотря на независимое происхождение, каждая группа крупных летучих мышей эволюционировала так, чтобы выглядеть одинаково, в среднем более чем в два раза превышая вес маленькой летучей мыши.
Наше исследование предполагает быструю и неоднократную эволюцию более крупных летучих мышей от более мелких, причем каждая из них происходила независимо на отдельных островах, — сказал он.
Когда мы создали семейные деревья, используя ДНК летучих мышей, мы обнаружили, что то, что мы считали одним видом крупных летучих мышей на Соломоновых островах, на самом деле было случаем, когда более крупные летучие мыши эволюционировали от более мелких видов несколько раз на разных островах.
Подобная параллельная эволюция, возникающая в разделенных популяциях одного вида, наблюдалась в действии лишь несколько раз, и считается, что это первый случай, когда она была зафиксирована в реальном времени у млекопитающих.
Параллельная эволюция была обнаружена в некоторых частях света, когда популяции географически разделены, но живут в сходной среде — например, на разных островах или озерах. Одним из распространенных типов параллельной эволюции является конвергентная эволюция. Например, тилацины и волки — два отдельных вида с разным происхождением, которые эволюционировали по отдельности и стали похожи друг на друга. Но доктор Лавери говорит, что редко можно увидеть, как две изолированные популяции одного вида проходят через один и тот же эволюционный процесс.
Что-то очень сильное толкает или отбирает этих крупных летучих мышей, и оно достаточно сильно, чтобы это происходило несколько раз на разных островах. Мы думаем, что эти крупные летучие мыши, возможно, эволюционируют, чтобы воспользоваться добычей, которую мелкие летучие мыши не едят. Хотя они, вероятно, могли бы скрещиваться между собой, но по какой-то причине этого не происходит, — сказал он.
На всех островах частота сонара более крупных летучих мышей ниже и подходит для охоты на крупную добычу, в то время как мелкие летучие мыши используют более высокую частоту. Это, вероятно, означает, что крупные летучие мыши едят более крупных насекомых или даже лягушек, говорит доктор Лэвери.
Измерив 103 экземпляра летучих мышей из Австралийского музея, Квинслендского музея, Музея естественной истории Канзасского университета и Музея Бернис Пауахи Бишоп на Гавайях, доктор Лэвери также не обнаружил совпадения в размерах тела между двумя группами — более мелкие особи всегда легко отличались от более крупных летучих мышей.
Со временем увеличение размеров тела могло стать частью поведенческих и физических адаптаций, необходимых для охоты на более крупную добычу. Это может означать, что более крупные и мелкие летучие мыши перестали воспринимать друг друга как товарищей и ведут раздельную жизнь.
Доктор Лавери говорит, что параллельная эволюция листоносых летучих мышей наблюдалась на Соломоновых островах на Гуадалканале и в Западной провинции, и необходимо провести дополнительные исследования, чтобы выяснить, повторяется ли такая же картина на других островах.
Мы можем считать эволюцию очень медленным процессом, но она может происходить быстро, когда условия благоприятны и две группы разделяются и перестают скрещиваться. Они могут начать развиваться разными путями, — говорит он.
Острова знамениты тем, что помогают нам наблюдать и понимать процессы эволюции видов в реальном времени. Это также места, которые очень уязвимы к тем видам нарушений, которые создает человек. Важно, чтобы мы заботились об этих невероятных ландшафтах на Соломоновых островах, пока мы не потеряли эти истории еще до того, как нашли их.