NatComm: Машинное обучение поможет создать вертикально-осевые ветряные турбины

03.04.20241831

Исследователи EPFL использовали алгоритм генетического обучения для определения оптимальных профилей наклона лопастей вертикально-осевых ветряных турбин, которые, несмотря на свой высокий энергетический потенциал, до сих пор были уязвимы перед сильными порывами ветра.

NatComm: Машинное обучение поможет создать вертикально-осевые ветряные турбины

Если вы представляете себе промышленную ветряную турбину, то, скорее всего, представляете себе конструкцию ветряной мельницы, технически известную как горизонтально-осевая ветряная турбина (HAWT). Но самые первые ветряные турбины, разработанные на Ближнем Востоке примерно в VIII веке для помола зерна, были вертикально-осевыми (VAWT), то есть вращались не параллельно, а перпендикулярно ветру.

Благодаря более низкой скорости вращения, VAWT менее шумны, чем HAWT, и обеспечивают большую плотность энергии ветра, что означает, что им требуется меньше места для получения одинаковой мощности как на берегу, так и за его пределами. Лопасти также более дружелюбны к диким животным: поскольку они вращаются вбок, а не срезаются сверху вниз, птицам легче их избежать.

Учитывая эти преимущества, почему VAWT в значительной степени отсутствуют на современном рынке ветроэнергетики? Как объясняет Себастьян Ле Фуэст, научный сотрудник лаборатории диагностики нестационарных потоков Инженерной школы, все сводится к инженерной проблеме — управлению воздушным потоком, — которую, по его мнению, можно решить с помощью сочетания сенсорных технологий и машинного обучения. В работе, недавно опубликованной в журнале Nature Communications, Ле Фуэст и руководитель UNFOLD Карен Мюлленерс описывают два оптимальных профиля шага для лопастей VAWT, которые позволяют увеличить эффективность турбины на 200% и снизить уровень вибраций, угрожающих конструкции, на 77%.

Насколько нам известно, наше исследование представляет собой первое экспериментальное применение алгоритма генетического обучения для определения оптимального угла наклона лопастей VAWT, — говорит Ле Фуэст.

Превращение ахиллесовой пяты в преимущество

Ле Фуэст объясняет, что, хотя установленная мощность ветроэнергетики в Европе растет на 19 гигаватт в год, эта цифра должна быть ближе к 30 ГВт, чтобы достичь поставленных ООН целей по выбросам углекислого газа к 2050 году.

Препятствия на пути к достижению этой цели не финансовые, а социальные и законодательные — общественность очень плохо воспринимает ветряные турбины из-за их размеров и шума, — говорит он.

Несмотря на все свои преимущества, VAWT имеют серьезный недостаток: они хорошо работают только при умеренном, непрерывном потоке воздуха. Вертикальная ось вращения означает, что лопасти постоянно меняют ориентацию по отношению к ветру. Сильный порыв увеличивает угол между воздушным потоком и лопастью, образуя вихрь, который называется динамическим срывом. Эти вихри создают переходные структурные нагрузки, которые лопасти не выдерживают.

Чтобы решить проблему недостаточной устойчивости к порывам, исследователи установили датчики на вал приводной лопасти, чтобы измерить действующие на нее воздушные силы. Качая лопасть вперед-назад под разными углами, с разной скоростью и амплитудой, они создали серию «профилей угла наклона». Затем с помощью компьютера запустили генетический алгоритм, который выполнил более 3500 экспериментальных итераций. Подобно эволюционному процессу, алгоритм отбирал наиболее эффективные и надежные профили шага и комбинировал их признаки для создания новых и улучшенных „потомков“.

Такой подход позволил исследователям не только определить две серии профилей шага, которые способствуют значительному повышению эффективности и надежности турбины, но и превратить самую слабую сторону VAWT в сильную.

Динамический срыв — то же явление, которое разрушает ветряные турбины, — в меньших масштабах может фактически продвигать лопасть вперед. Здесь мы действительно используем динамический срыв в своих интересах, перенаправляя угол наклона лопастей вперед для получения энергии, — объясняет Ле Фуэст.

В большинстве ветряных турбин сила, создаваемая лопастями, направлена под углом вверх, что не способствует вращению. Изменение этого угла не только формирует меньший вихрь, но и одновременно отталкивает его в нужное время, что приводит к появлению второй области производства энергии на ветру.

Статья в Nature Communications представляет собой докторскую работу Ле Фуэста в лаборатории UNFOLD. Теперь он получил грант Швейцарского национального научного фонда (SNSF) BRIDGE на создание пробного образца VAWT. Цель — установить его на открытом воздухе, чтобы можно было проверить, как он реагирует в реальном времени на реальные условия.

Мы надеемся, что этот метод управления воздушным потоком позволит довести эффективную и надежную технологию VAWT до зрелости, чтобы ее можно было наконец сделать коммерчески доступной, — говорит Ле Фуэст.

Иллюстрация: © UNFOLD EPFL CC BY SA

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Энергия

Открыт новый материал для добычи водорода из воды
Открыт новый материал для добычи водорода из воды

Водород — топливо будущего, но ...

Не рвется, не горит: гидрогели дают цинку второй шанс
Не рвется, не горит: гидрогели дают цинку второй шанс

Что общего у цинк-ионного аккумулятора и&...

Невидимые пробки: почему кислород тормозит зеленую революцию
Невидимые пробки: почему кислород тормозит зеленую революцию

Платина делает водородные технологии дорогими,...

Не сыпь мне соль на электрод: открыт секрет долгой жизни батарей
Не сыпь мне соль на электрод: открыт секрет долгой жизни батарей

Литиевая соль в натриевом аккумуляторе&nb...

MoS₂ улучшает твердотельные батареи без анода
MoS₂ улучшает твердотельные батареи без анода

Ученые нашли способ заставить литий вести себя

Если не нефть, то что: чем заменят углеводороды
Если не нефть, то что: чем заменят углеводороды

За последние 100 лет нефть дала нам 

Разработан новый метод изучения литий-металлических батарей
Разработан новый метод изучения литий-металлических батарей

Представьте батарею, которая держит заряд в&nb...

Ученые улучшили цинк-йодные батареи сухими электродами
Ученые улучшили цинк-йодные батареи сухими электродами

Сухие электроды, защитная пленка и никако...

Перовскиты отправят кремний в солнечных панелях на пенсию
Перовскиты отправят кремний в солнечных панелях на пенсию

Они светятся, хранят тепло и делают энерг...

Ученые ускорили передачу энергии в 1,2 раза
Ученые ускорили передачу энергии в 1,2 раза

Представьте, что солнечный свет можно упл...

Ночная смена: антисолнечные панели работают после захода солнца
Ночная смена: антисолнечные панели работают после захода солнца

Представьте панели, которые оживают с нас...

Лампа на всю жизнь: ученые приблизили эпоху вечных диодов
Лампа на всю жизнь: ученые приблизили эпоху вечных диодов

Ученые нашли способ заставить перовскиты свети...

Ученые нашли новый источник нефти в Татарстане
Ученые нашли новый источник нефти в Татарстане

Глубоко под Татарстаном лежат породы, кот...

Разработан новый катализатор для батарей будущего
Разработан новый катализатор для батарей будущего

Ученые нашли способ заставить серу работать на...

Термояд и деление: брак по расчету или билет в чистую энергетику
Термояд и деление: брак по расчету или билет в чистую энергетику

В лабораториях Курчатовского института плазма ...

Разработан датчик из бумаги, который не нуждается в батарейках
Разработан датчик из бумаги, который не нуждается в батарейках

Когда ученые соединили медные провода и б...

Энергия из канализации: когда отходы платят за свою переработку
Энергия из канализации: когда отходы платят за свою переработку

Бактерии, которые обычно ассоциируются с ...

Искра Солнца на Земле — и искусственный разум, который её хранит
Искра Солнца на Земле — и искусственный разум, который её хранит

В лабораториях по всему миру раскалённая ...

Холодный синтез — почему о нем снова говорят
Холодный синтез — почему о нем снова говорят

В 1989 году два химика встряхнули научный...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Новости компаний, релизы

ITPOD обновил номенклатуру серверов — разбираем обозначения
Автономные дроны без веб-интерфейса: просто API и никаких сложностей
Стажировка на Казанском вертолетном заводе – как студенты осваивали авиастроение
Как Самолет ускорил работу девелоперов в 7 раз
Как учат инноваторов: новый подход Московского Политеха