Освоение космоса: остановить нельзя развивать
За последнее десятилетие человечество стало свидетелем зарождения и развития коммерческого космического сектора, в котором появились новые частные игроки, решающие технологические задачи — от запуска в космос до связи и спутниковой съемки Земли.
В прошлом году мировая космическая индустрия взлетела до небес, запустив на орбиту более 2 660 спутников, а во Вселенную — межпланетные зонды, посадочные аппараты и многое другое. В Соединенных Штатах почти 90% этих запусков осуществила компания SpaceX. Параллельно с этим развитием более 70 стран демонстрируют космический потенциал. Это подтверждает общее мнение и понимание того, что человечество будет и впредь полагаться на космическую деятельность для улучшения человеческого опыта. Эти события создают для ученых новый ландшафт как конкуренции, так и сотрудничества, предлагая как вызовы, так и возможности.
В мире, который становится все более разобщенным, научное сообщество служит примером успешного международного сотрудничества и дипломатии. Наука опирается на давние традиции обмена знаниями, которые часто преодолевают политические границы на благо всего человечества. Экономически эффективные коммерческие космические технологии позволяют проводить новые исследования или снижать их стоимость, открывая новые возможности для научного сообщества. В то же время международное партнерство может способствовать расширению участия, разнообразия и сотрудничества в области науки и освоения космоса. Хотя это может показаться беспроигрышным сценарием, научное сообщество заинтересовано в открытом обмене данными и анализом. Различные принципы и идеалы представляют собой потенциальные зоны конфликта. По мере того как правительства и частные структуры финансируют новые смелые проекты, лидеры, ученые и эксперты в области права размышляют как о более серьезных последствиях, так и о потенциальных перспективах.
Лидерство с высокими ставками и высадка на Марс
Когда каждая миссия является первой для человечества, ставки очень высоки, — говорит Томас Зурбухен, который руководил 54 миссиями в качестве самого долгого заместителя администратора НАСА по управлению научными миссиями.
Когда часы тикают, а мир наблюдает за происходящим, самый мощный актив лидера — это команда, состоящая из самых разных людей.
В этом контексте разнообразие может возникнуть благодаря международным и коммерческим партнерствам и привести к появлению новых миссий. На самом деле, примерно две трети научных миссий имеют международное партнерство.
Сейчас, будучи директором ETH Zurich Space в Швейцарии, Зурбухен размышляет о ценности партнерства как инструмента лидерства. На примерах недавних международных миссий, таких как Mars InSight, он рассказывает о том, как разнообразие создает возможности для появления новых и разных идей — даже если некоторые идеи несут в себе элемент риска. Он также рассматривает некоторые проблемы, возникающие при партнерстве. Например, некоторые компании и страны предпочитают не делиться своими научными данными, собранными в космосе, что затрудняет воспроизводимость результатов научного анализа.
Трансграничная диффузия — опыт молнии на Венере
Научные идеи движутся подобно космической плазме, — говорит Дэвид Маласпина, физик космической плазмы из Университета Колорадо в Боулдере.
Когда они сталкиваются с границей, они находят способ ее пересечь.
Маласпина называет международные научные коллаборации жизненно важными двигателями открытий и приписывает языку науки способность воспитывать чувство благоговения и удивления перед Вселенной, которое выходит за рамки культур. В науке и в плазме самая интересная физика происходит на границах.
Маласпина участвует в работе международных исследовательских групп с разными поколениями, включая группу, создающую зондирующую ракету для изучения границы между Землей и космосом. Он также является членом команды, которая использует данные миссии Parker Solar Probe для исследования Венеры, пытаясь понять важность планетарного магнитного поля для обитаемости планет, похожих на Землю. Он рассказывает о том, как команды, в которых учитываются различные точки зрения, создают новые возможности для научного прогресса.
Зачем защищать отпечатки ботинков на Луне?
В отличие от древних отпечатков ног, пещерных рисунков и каменных орудий, найденных на Земле, первые следы человеческой деятельности на Луне, включая отпечаток ботинка Нила Армстронга, не охраняются никакими существующими законами или нормативными актами. Мишель Хэнлон, космический юрист и исполнительный директор Центра воздушного и космического права при Школе права Университета Миссисипи, считает это пародией.
Хэнлон объясняет, почему защита исторических объектов на Луне и в других местах космоса не только сохраняет прошлое, но и обеспечивает жизненно важную основу для будущего. Хэнлон исследует пробелы в космическом праве и, в частности, спрашивает:
Какие различные обязательства космическое право налагает на научную и коммерческую деятельность, а также на правительственных и частных субъектов?
Хэнлон предполагает, что космическое право, этика, политика и договоры будут приобретать все более высокий стратегический приоритет, поскольку страны стремятся избежать потенциальных конфликтов.