Molecular Psychiatry: Мозг жертв буллинга несет признаки развивающегося психоза
Исследователи обнаружили, что подростки, над которыми издеваются сверстники, подвержены большему риску ранних стадий психотических эпизодов и, в свою очередь, имеют более низкий уровень ключевого нейротрансмиттера в той части мозга, которая участвует в регуляции эмоций.
Результаты исследования позволяют предположить, что этот нейромедиатор — химический мессенджер, передающий нервные импульсы для связи между нервными клетками, — может стать потенциальной мишенью для фармацевтических вмешательств, направленных на снижение риска психотических расстройств.
Психоз — это психическое состояние, характеризующееся потерей контакта с реальностью, бессвязной речью и поведением, а также типичными галлюцинациями и бредом, наблюдаемыми при таких психических расстройствах, как шизофрения.
Недавние исследования, изучающие связь между неврологическими и психиатрическими особенностями некоторых расстройств, показали, что у людей, переживших первый эпизод психоза или страдающих шизофренией, которая еще поддается лечению, уровень глутамата, нейромедиатора в передней поясной коре мозга (ППК), ниже нормы. Известно, что ППК играет важнейшую роль в регулировании эмоций, принятии решений и когнитивном контроле, а глутамат является самым распространенным нейромедиатором в мозге и участвует в широком спектре функций, включая обучение, память и регуляцию настроения.
Изменения уровня глутамата были связаны с различными психическими расстройствами, включая шизофрению, депрессию и тревогу, поэтому измерение уровня глутамата в ППК может дать ценные сведения о механизмах работы нервной системы, лежащих в основе этих расстройств и их лечения.
Однако до сих пор изменения уровня глутамата в ППК у лиц с высоким риском развития психоза, а также связь между этим и последствиями издевательств над подростками оставались неясными.
Поэтому исследователи из Токийского университета использовали магнитно-резонансную спектроскопию, или МРС, — вид радиологической визуализации, применяемый для отображения структуры и функций мозга, — для измерения уровня глутамата в области ППК у японских подростков. Затем они измерили уровень глутамата в более поздние сроки, что позволило оценить изменения с течением времени и сопоставить эти изменения с опытом издевательств или их отсутствием, а также с намерением тех, кто подвергался издевательствам, обратиться за помощью.
Виктимизацию в результате буллинга отслеживали с помощью анкет, которые заполняли подростки. Затем исследователи использовали формализованные психиатрические измерения для оценки опыта виктимизации от буллинга на основе этих анкет, например, подсчитывали частоту и оценивали характер событий, связанных с физической или вербальной агрессией, а также фиксировали их влияние на общее психическое здоровье.
Они обнаружили, что издевательства были связаны с более высоким уровнем субклинических психотических переживаний в раннем подростковом возрасте — симптомов, близких к психозу, но не соответствующих полным критериям клинического диагноза психотического расстройства, такого как шизофрения. Эти симптомы или переживания могут включать галлюцинации, паранойю или радикальные изменения в мышлении или поведении и могут оказывать значительное влияние на самочувствие и функционирование, даже при отсутствии диагноза психотического расстройства.
Изучение субклинических психотических переживаний важно для понимания ранних стадий психотических расстройств и выявления людей, у которых впоследствии может повыситься риск развития клинического психотического заболевания, — говорит Наохиро Окада, ведущий автор исследования и доцент Международного исследовательского центра нейроинтеллекта Токийского университета (исследовательский центр в рамках японской программы World Premier International Research Center Initiative).
Очень важно, что исследователи обнаружили, что более высокий уровень этих субклинических психотических переживаний был связан с более низким уровнем глутамата передней поясной извилины в раннем подростковом возрасте.
Прежде всего, программы по борьбе с буллингом в школах, направленные на поощрение позитивного социального взаимодействия и снижение агрессивного поведения, необходимы как сами по себе, так и для снижения риска развития психоза и его субклинических предшественников, — говорит Окада.
Эти программы могут помочь создать безопасную и благоприятную среду для всех учеников, снижая вероятность издевательств и их негативных последствий.
Еще одно возможное вмешательство — предоставление поддержки и ресурсов подросткам, пережившим виктимизацию от буллинга. Это может включать в себя консультационные услуги, группы поддержки сверстников и другие ресурсы в области психического здоровья, которые могут помочь подросткам справиться с негативными последствиями буллинга и развить устойчивость.
Хотя группа Окады определила потенциальную цель фармакологических вмешательств, он добавил, что нефармакологические вмешательства, такие как когнитивно-поведенческая терапия или вмешательства, основанные на осознанности, также могут быть направлены на устранение дисбаланса нейротрансмиттеров.