Анализ ДНК раскрыл интересные факты о населении Мачу-Пикчу
Генетический анализ позволяет предположить, что слуги, жившие, работавшие и умершие в Мачу-Пикчу, знаменитом дворце инков XV века на юге Перу, представляли собой разнородную общину, в которую входили представители многих этнических групп со всей империи инков.
Полученные геномные данные, описанные в новом исследовании, опубликованном в журнале Science Advances, являются первым исследованием геномного разнообразия людей, похороненных в Мачу-Пикчу и прилегающих районах Куско, столицы инков. Оно опирается на результаты предыдущих археологических и биоархеологических исследований, в том числе исследования, проведенного в 2021 г. под руководством Йельского университета, которое показало, что Мачу-Пикчу (1420-1530 гг. н.э.) старше, чем считалось ранее.
Анализ ДНК не только подтверждает исторические свидетельства о том, что в состав прислуги входили представители различных этнических групп, находившихся под властью инков, но и демонстрирует гораздо большее разнообразие происхождения, чем предполагалось ранее, — говорит археолог Ричард Бургер, профессор антропологии факультета искусств и наук Йельского университета Чарльз Джей Маккарди и ведущий исследователь проекта по изучению Мачу-Пикчу.
Наши анализы показывают, что население Мачу-Пикчу было крайне неоднородным, а отдельные его представители имели генетическое происхождение, связанное с группами из всех регионов империи инков, включая побережье, высокогорье и Амазонию.
Исследователи из Йельского университета, Национального университета Сан-Антонио-Абад-дель-Куско (UNSAAC), Университета Калифорнии-Санта-Крус (UCSC), Тулейнского университета, Института эволюционной антропологии Макса Планка и других учреждений провели исследование в рамках соглашения о возвращении артефактов и человеческих останков из коллекции Хайрама Бингема в Куско для экспозиции, консервации и изучения.
Мачу-Пикчу — пожалуй, самый известный археологический объект в Западном полушарии. До начала пандемии COVID-19 здесь побывало более миллиона посетителей. Однако до недавнего времени о его обитателях было мало что известно.
Сейчас ученые полагают, что Мачу-Пикчу был королевским поместьем, связанным с родом Пачакути — императора, которому приписывают создание империи инков. Королевские особы проживали в этих поместьях сезонно, а для ухода за хозяйством оставляли свиту слуг и прислужников, известных как янакона. Считалось, что янакона, которых привозили в поместье из завоеванных земель, были привилегированными по сравнению с остальным населением.
Для нового исследования ученые собрали данные ДНК 34 человек, похороненных в Мачу-Пикчу, которые, как считается, были ретейнерами или слугами, прислуживавшими королевской семье инков, а также 34 человека из Куско для сравнения.
Неожиданным результатом стало то, что многие из них имели амазонское происхождение, и примерно у трети из них ДНК отражает значительное количество амазонских предков, — говорит ведущий автор исследования Люси Салазар, научный сотрудник кафедры антропологии Йельского университета.
Представлены по крайней мере две зоны в пределах Амазонии.
Еще одним неожиданным результатом, по словам исследователей, стало то, что многие люди имели смешанное происхождение, часто из регионов, удаленных друг от друга. По мнению исследователей, это позволяет предположить, что жители Мачу-Пикчу выбирали себе сородичей из других генетических групп, создавая разнообразную популяцию, не похожую на ту, которая встречается в сельскохозяйственных деревнях.
Данное исследование посвящено не жизни «королевских особ» или политической элиты, а жизни тех, кто был привезен в Мачу-Пикчу для обслуживания знати, жившей там и управлявшей этим местом», — сказал соавтор исследования Ларс Ферен-Шмитц, профессор Калифорнийского университета и бывший докторант Йельского университета. Таким образом, это дает нам уникальное представление о жизни весьма разнообразного сообщества людей и их семей, подвергавшихся насильственному переселению и переселенческой политике инков, — группы, обычно называемой „retainers“ или „yanacona“».
Соавтор исследования Джейсон Несбитт (Jason Nesbitt), бывший аспирант Йельского университета, а ныне доцент Тулейна, отметил, что лишь немногие из погребенных в Мачу-Пикчу были выходцами из центральной части страны инков — долины Куско или прилегающего региона озера Титикака. Он также отметил, что четыре зоны кладбищ в Мачу-Пикчу не были организованы по геномному признаку. Даже люди, похороненные в одной погребальной пещере, представляли различное геномное происхождение.
Эти результаты позволяют предположить, что Мачу-Пикчу был космополитическим сообществом, в котором люди разного происхождения жили, спаривались и были похоронены вместе, — сказал Бургер.