Найдены новые доказательства того, что фиброз печени может быть обратим
Фиброз печени возникает, когда рубцовая ткань замещает поврежденные клетки печени. Со временем накапливающаяся рубцовая ткань деформирует печень, нарушает ее кровоснабжение и может постепенно привести к ухудшению состояния — от цирроза до печеночной недостаточности и рака печени.
В запущенных случаях единственным методом лечения является трансплантация органа.
В новой работе, опубликованной в журнале Cellular and Molecular Gastroenterology and Hepatology, группа ученых во главе с соавторами Дэвидом Бреннером, доктором медицинских наук, президентом и генеральным директором Sanford Burnham Prebys, и Татьяной Киселевой, доктором медицинских наук, профессором хирургии Медицинской школы Калифорнийского университета в Сан-Диего, описывает происхождение и судьбу миофибробластов печени — клеток, формирующих рубцовую ткань печени, — и новые доказательства того, что фиброз печени может быть обратим, если удалить возбудителя.
Фиброз печени — довольно распространенное явление, отчасти потому, что он может быть вызван целым рядом факторов, которые повреждают орган, но приводят к образованию рубцов, а не к здоровому восстановлению, — говорит Бреннер, гастроэнтеролог и известный исследователь заболеваний печени.
Все, начиная от вирусного гепатита, чрезмерного употребления алкоголя и заканчивая неалкогольной жировой болезнью печени (НАЖБП), которая чрезвычайно распространена в США.
Действительно, по оценкам специалистов, от НАЖБП страдает около 1 млрд. человек во всем мире, или примерно четверть человеческой популяции. Примерно 20% пациентов с НАЖБП переходят в более серьезную форму — неалкогольный стеатогепатит (НАСГ), характеризующуюся воспалением печени, фиброзом и циррозом.
В своей работе Бреннер, Киселева и соавторы объясняют, что миофибробласты не присутствуют в нормальной здоровой печени, но активизируются в ответ на хроническое повреждение печени, например, при чрезмерном употреблении алкоголя. Воспалительный ответ вызывает активацию печеночных стеллатных клеток (aHSC), которые превращаются из относительно скудных, находящихся в состоянии покоя, хранящих витамин А клеток в пролиферирующие миофибробласты, секретирующие белки, образующие рубцы.
Эти миофибробласты начинают формировать нефункциональную рубцовую ткань, которая со временем утолщается и слипается, закупоривая и удушая печень, каскадно приводя к другим опасным для жизни состояниям.
Причин фиброза печени много, и пока не существует эффективных методов лечения именно потому, что все усилия направлены на отдельные цели, в то время как природа хронического повреждения печени невероятно сложна, — говорит Бреннер.
По мнению исследователей, новый терапевтический подход заключается в том, чтобы сконцентрироваться на нарушении процесса образования печеночных миофибробластов и одновременно устранить основную причину повреждения печени, например, вирусную инфекцию или чрезмерное употребление алкоголя. Если это сделать, то аГСК вернутся в спящее состояние и фиброз печени исчезнет.
Это означает, что необходимо найти факторы, активирующие печеночные стеллатные клетки, — заключает Бреннер, — сигнальные пути, которые превращают их в фабрики по производству рубцовой ткани.
Недавние исследования на мышиных моделях и на людях начали прояснять эти клеточные и молекулярные механизмы. А новые одноклеточные технологии и такие инструменты, как пространственная транскриптомика (позволяющая всесторонне охарактеризовать организацию и архитектуру тканей с одноклеточным или субклеточным разрешением), будут способствовать этому.
Иллюстрация: Michael Bonert