Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию

Максим Наговицын04.06.2025676

Ученые придумали, как заставить жидкий водород не только греть двигатели, но и охлаждать их — и это может преобразить авиацию.

Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию
Слева направо: аспирант Пармит Сингх Вирди и профессор Вэй Го работают на экспериментальной установке в Национальной лаборатории сильных магнитных полей. Они измеряют коэффициенты теплопередачи криогенных жидкостей — эти данные помогут создать эффективные теплообменники для самолетов на жидком водороде. Источник: Scott Holstein/FAMU-FSU College of Engineering

Исследователи из FAMU-FSU College of Engineering разработали систему хранения и подачи жидкого водорода, которая может сделать авиацию с нулевыми выбросами реальностью. Их решение решает сразу несколько инженерных задач: водород используется не только как чистое топливо, но и как хладагент для критически важных систем электролетов.

Работа, опубликованная в Applied Energy, предлагает дизайн для 100-местного гибридно-электрического самолета, получающего энергию от водородных топливных элементов и сверхпроводящих генераторов. Система эффективно хранит жидкий водород, безопасно транспортирует его и охлаждает бортовое оборудование, одновременно обеспечивая энергией все этапы полета — от взлета до посадки.

Мы хотели создать единую систему, которая справляется сразу с тремя задачами: хранение топлива, охлаждение и управление подачей, — говорит Вэй Го, профессор кафедры машиностроения и ведущий автор исследования. — Этот дизайн — основа для реальных водородных авиасистем.

Как это работает

Водород — перспективное топливо для авиации: он энергоемкий и не производит CO₂. Но он крайне легкий, поэтому его приходится хранить в жидком состоянии при –253°C. Команда оптимизировала систему криогенных баков, введя новый параметр — отношение массы топлива к массе всей системы. После множества расчетов они добились показателя 0,62: 62% массы системы — это полезный водород, что значительно лучше традиционных решений.

Вторая ключевая функция — терморегуляция. Вместо отдельной системы охлаждения жидкий водород проходит через теплообменники, забирая избыточное тепло у генераторов, кабелей и электроники. Постепенно нагреваясь, он затем подается в топливные элементы.

Подача без насосов

Механические насосы добавляют вес и могут выйти из строя при сверхнизких температурах. Инженеры предложили безнасосную систему: давление в баке регулируется впрыском газообразного водорода или его стравливанием. Датчики давления связаны с профилем энергопотребления, что позволяет мгновенно менять подачу.

Теплообменники расположены каскадом: сначала водород охлаждает сверхпроводящие компоненты, затем — двигатели и электронику. Так он выполняет двойную роль — и хладагента, и топлива.

Раньше никто не знал, как эффективно перемещать жидкий водород в самолете и использовать его для охлаждения, — говорит Го. — Мы не только доказали, что это возможно, но и показали, что нужна комплексная оптимизация всей системы.

Следующий этап — испытания прототипа в Центре перспективных энергосистем FSU. Проект поддерживается NASA в рамках программы Integrated Zero Emission Aviation, объединяющей университеты США для разработки экологичных авиатехнологий.

Этот проект сокращает разрыв между теорией и практикой водородной авиации. Он решает две главные проблемы:

  • Эффективность — интеграция хранения и охлаждения снижает вес системы, что критично для самолетов.
  • Безопасность — безнасосная подача минимизирует риски утечек и поломок.

Если технология масштабируется, это ускорит переход на «зеленые» авиаперевозки, особенно для среднемагистральных рейсов.

Главный вопрос — стоимость. Производство и хранение жидкого водорода пока дороже керосина, а инфраструктура аэропортов не готова к его использованию. Без господдержки и инвестиций внедрение затянется на десятилетия.

Ранее ученые МАИ назвали 6 трендов развития отечественной авиации.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Ученые создали систему для взвешивания машин на ходу
Ученые создали систему для взвешивания машин на ходу

Снег, дождь или тьма кромешная &mdas...

Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ
Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ

Представьте, что автомобиль без води...

Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику
Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику

Экономисты обнаружили неожиданный эффект дешев...

Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы
Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы

Кажется, инженеры нашли способ сделать летающи...

Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока
Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока

Что, если одна маленькая деталь сможет сд

Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей
Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей

Тепло, трение, перерасход энергии —...

Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения
Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения

Авиадвигатели будущего должны выдерживать адск...

Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников
Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников

Южнокорейские ученые научили беспилотники дели...

Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами
Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами

Автономные автомобили безопаснее живых водител...

Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека
Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека

Тысячи аварий ежегодно происходят из-за скольз...

Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию
Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию

Представьте дороги, которые заделывают трещины...

Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры
Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры

Автономные фуры обещают сократить расходы и&nb...

Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами
Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами

Сколько ошибок должен совершить искусственный ...

Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени
Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени

Кажется, ученые нашли способ заставить тугопла

Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий
Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий

Стоп-сигналы спереди — почему эту&n...

Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%
Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%

Цифровая очередь для грузовых судов не&nb...

Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию
Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию

Ученые придумали, как заставить жидкий во...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Новости компаний, релизы

Гравитация воображения: зачем физикам читать фантастику
В Московском Политехе школьникам дают билет в мир технологий
В России запустили производство уникальной упаковки
Лоб в лоб: ученые, чиновники и бизнес ищут выход из технологической изоляции
Автономные дроны без веб-интерфейса: просто API и никаких сложностей