В МАИ разрабатывается система контроля пилотов для безопасности полетов
Современные самолёты оснащены электроникой и могут летать в автоматическом режиме и самостоятельно заходить на посадку. Но даже самая надёжная авиационная система может потерпеть крушение из-за действий пилота.

Один из самых громких случаев — катастрофа Airbus А320-211 под Динь-ле-Беном в 2015 году, когда погибли 150 человек. Тогда второй пилот заблокировал кабину и направил самолёт на снижение в Альпах.
Благодаря развитию IT-технологий, появились системы объективного контроля пилотов самолёта.
В МАИ разрабатывают одну из таких систем. Она состоит из камер и датчиков, которые отслеживают действия пилота: куда он смотрит, как двигается, о чём говорит. Это позволяет определить, насколько адекватны его действия и состояние.
Пилоты должны строго следовать регламенту: в определённый момент времени совершать конкретные действия и проверять параметры по приборам. Это позволяет понять, куда и на какой прибор смотрит пилот, насколько внимательно он следит за ситуацией. Благодаря этому можно оценить, правильно ли пилот действует, проверяет ли необходимые параметры, сосредоточен ли он на задаче.
Чтобы создать такую систему, мы должны были тщательно изучить алгоритм действий пилотов во время полёта и особенности восприятия информации человеком, — рассказывает разработчик системы Глеб Боярский.
Например, известно, что человек воспринимает информацию с разным качеством в зависимости от области зрения:
- область ясного видения — 1,5–3°;
- область нормального видения — 12–15°;
- область периферийного зрения — более 35°.
Также человек по-разному воспринимает цвета в разных областях зрения. Например, белый цвет мы видим во всём диапазоне углов зрения, синий — до 70°, красный — до 50°, а зелёный — до 30°.
Поэтому при оценке деятельности пилота учитываются физиологические особенности восприятия человека, — отмечает Боярский.
Если пилот ведёт себя неадекватно, самолёт переходит в режим безопасного полёта. Самолёт либо возвращается на землю, либо переходит в безопасный режим, чтобы не создавать угрозы для других воздушных судов и объектов на земле.
Система работает с двумя членами экипажа. Сейчас ведётся работа по сбору данных и привязке траектории движения и оценки взгляда пилота к правильному алгоритму действий. Система построена на принципах неинвазивности, чтобы не увеличивать стресс у пилотов во время полёта.
Хотя мы разрабатывали систему объективного контроля для создания пассажирского самолёта с одним пилотом, она может быть полезна в разных областях. Например, её можно установить на грузовиках дальнобойщиков, где часто остаётся один водитель. Часть нашей технологии уже используется в системах контроля водителей. Мы готовы расширять применение системы при заинтересованности заказчиков, — заключает разработчик.



















