В МАИ разрабатывается система контроля пилотов для безопасности полетов

Современные самолёты оснащены электроникой и могут летать в автоматическом режиме и самостоятельно заходить на посадку. Но даже самая надёжная авиационная система может потерпеть крушение из-за действий пилота.

Один из самых громких случаев — катастрофа Airbus А320-211 под Динь-ле-Беном в 2015 году, когда погибли 150 человек. Тогда второй пилот заблокировал кабину и направил самолёт на снижение в Альпах.

Благодаря развитию IT-технологий, появились системы объективного контроля пилотов самолёта.

В МАИ разрабатывают одну из таких систем. Она состоит из камер и датчиков, которые отслеживают действия пилота: куда он смотрит, как двигается, о чём говорит. Это позволяет определить, насколько адекватны его действия и состояние.

Пилоты должны строго следовать регламенту: в определённый момент времени совершать конкретные действия и проверять параметры по приборам. Это позволяет понять, куда и на какой прибор смотрит пилот, насколько внимательно он следит за ситуацией. Благодаря этому можно оценить, правильно ли пилот действует, проверяет ли необходимые параметры, сосредоточен ли он на задаче.

Чтобы создать такую систему, мы должны были тщательно изучить алгоритм действий пилотов во время полёта и особенности восприятия информации человеком, — рассказывает разработчик системы Глеб Боярский.

Например, известно, что человек воспринимает информацию с разным качеством в зависимости от области зрения:

  • область ясного видения — 1,5–3°;
  • область нормального видения — 12–15°;
  • область периферийного зрения — более 35°.

Также человек по-разному воспринимает цвета в разных областях зрения. Например, белый цвет мы видим во всём диапазоне углов зрения, синий — до 70°, красный — до 50°, а зелёный — до 30°.

Поэтому при оценке деятельности пилота учитываются физиологические особенности восприятия человека, — отмечает Боярский.

Если пилот ведёт себя неадекватно, самолёт переходит в режим безопасного полёта. Самолёт либо возвращается на землю, либо переходит в безопасный режим, чтобы не создавать угрозы для других воздушных судов и объектов на земле.

Система работает с двумя членами экипажа. Сейчас ведётся работа по сбору данных и привязке траектории движения и оценки взгляда пилота к правильному алгоритму действий. Система построена на принципах неинвазивности, чтобы не увеличивать стресс у пилотов во время полёта.

Хотя мы разрабатывали систему объективного контроля для создания пассажирского самолёта с одним пилотом, она может быть полезна в разных областях. Например, её можно установить на грузовиках дальнобойщиков, где часто остаётся один водитель. Часть нашей технологии уже используется в системах контроля водителей. Мы готовы расширять применение системы при заинтересованности заказчиков, — заключает разработчик.

21.10.2024


Подписаться в Telegram



Транспорт

Новая система расширяет возможности беспилотных автомобилей
Новая система расширяет возможности беспилотных автомобилей

Беспилотные автомобили больше не далекая ...

9 из 10 новых автомобилей в Норвегии — полностью электрические
9 из 10 новых автомобилей в Норвегии — полностью электрические

Норвегия стоит на пороге того, чтобы стат...

Вертолеты-«косатки» Ми-8МТВ-1 совершили перелет в 6300 км
Вертолеты-«косатки» Ми-8МТВ-1 совершили перелет в 6300 км

Два вертолета Ми-8МТВ-1 перелетели из Каз...

NE: Батареи для электромобилей могут прослужить на 40% дольше, чем ожидалось
NE: Батареи для электромобилей могут прослужить на 40% дольше, чем ожидалось

Аккумуляторы электромобилей, подвергающихся об...

В Пензе разработали бионический подводный дрон
В Пензе разработали бионический подводный дрон

Новый подводный аппарат разработали в Пен...

В ОЭЗ «Алабуга» для перевозки грузов запустили роботы-грузовики
В ОЭЗ «Алабуга» для перевозки грузов запустили роботы-грузовики

6 автономных грузовых электрокаров Evocargo N1...

В НовГУ придумали, как сканировать дефекты дорожного полотна
В НовГУ придумали, как сканировать дефекты дорожного полотна

В лаборатории беспилотных систем и цифров...

Ростех поставил новые вертолеты Ми-8МТВ-1 в российские регионы
Ростех поставил новые вертолеты Ми-8МТВ-1 в российские регионы

Холдинг Вертолеты России передал Государственн...

Communications of the ACM: Беспилотные авто Tesla можно сделать дешевле
Communications of the ACM: Беспилотные авто Tesla можно сделать дешевле

К 2025 году на дорогах появятся миллионы ...

На ДЭФ показали макет экологичного водородного поезда
На ДЭФ показали макет экологичного водородного поезда

В Южно-Сахалинске стартовал Дальневосточный эн...

Одной бедой меньше: в МФТИ создадут новый способ проверки качества дорог
Одной бедой меньше: в МФТИ создадут новый способ проверки качества дорог

Сотрудники отдела радиофотоники МФТИ создали т...

ChatGPT поможет автономным автомобилям лучше понимать пассажиров
ChatGPT поможет автономным автомобилям лучше понимать пассажиров

Инженеры Университета Пурдю разработали систем...

Поиск на сайте

Знатоки клуба инноваций


ТОП - Новости мира, инновации

Воздух, который делает нас глупее: что наука знает о влиянии загрязнения на мозг
Воздух, который делает нас глупее: что наука знает о влиянии загрязнения на мозг
Нейросети будущего: поляритоны в СПбГУ бьют рекорды точности
Нейросети будущего: поляритоны в СПбГУ бьют рекорды точности
Океан Энцелада: жизнь может быть ближе, чем мы думаем, но скрыта от нас
Океан Энцелада: жизнь может быть ближе, чем мы думаем, но скрыта от нас
Гены в режиме ожидания: как клетки решают, кем стать
Гены в режиме ожидания: как клетки решают, кем стать
Жизнь в капле: ученые раскрыли секрет древних протоклеток
Жизнь в капле: ученые раскрыли секрет древних протоклеток
Эволюция в действии: почему одни мушки побеждают вирусы, а другие нет
Эволюция в действии: почему одни мушки побеждают вирусы, а другие нет
Микробы в космосе: как L-серин поможет найти жизнь на Марсе
Микробы в космосе: как L-серин поможет найти жизнь на Марсе
Новый ключ к лечению аритмии: сделано открытие, которое изменит кардиологию
Новый ключ к лечению аритмии: сделано открытие, которое изменит кардиологию
Световая атака: как зеленый свет помогает бороться с коронавирусом и энцефалитом
Световая атака: как зеленый свет помогает бороться с коронавирусом и энцефалитом
23 мышцы, которые меняют все: создана новая модель для лечения боли
23 мышцы, которые меняют все: создана новая модель для лечения боли
Молодые умы и большие деньги: Татарстан выделяет 250 млн рублей на инновации
Молодые умы и большие деньги: Татарстан выделяет 250 млн рублей на инновации
ИИ, которому можно доверять: ACHILLES объединяет технологии, этику и экологию
ИИ, которому можно доверять: ACHILLES объединяет технологии, этику и экологию
700 000 участниц, 11 миллионов фунтов и шанс победить рак
700 000 участниц, 11 миллионов фунтов и шанс победить рак
Блины с пользой: ученые превратили вредный завтрак в суперфуд
Блины с пользой: ученые превратили вредный завтрак в суперфуд
Квантовый щит: физика меняет правила игры в цифровой безопасности
Квантовый щит: физика меняет правила игры в цифровой безопасности

Новости компаний, релизы

На Фестивале «Москва — Точка старта» победили проекты из МИФИ
ХимБиоПлюс — шанс для школьников всей России
Правительство Республики Казахстан пригласило МИФИ войти в совет по стратегическому партнерству в науке и образовании
Нижегородский ЗГМ провел испытания разработанных по нацпроекту радиопоглощающих материалов
МФТИ подготовил более 140 специалистов в области синхротронных и нейтронных исследований