Ученые предложили способ сделать метро энергонезависимым
Солнечные панели на крыше депо и батареи в тоннелях — как метро может зарабатывать на энергии.

Городской рельсовый транспорт (метро, трамваи, электрички) потребляет огромное количество энергии. Чем больше линий строится, тем выше расход электричества, а значит — и выбросы углекислого газа. Проблема в том, что энергия в сеть поступает в основном от угля и газа, так что экологичность метро — вопрос спорный.
К тому же, тарифы на электричество растут, а метро и так редко приносит прибыль. Если вдруг отключат свет — тысячи людей окажутся в опасности.
Ученые ищут способы сделать транспорт энергоэффективным, но пока нет единого подхода. Возобновляемая энергия используется слабо, а резервные системы не всегда срабатывают.
Исследователи предлагают хранить энергию прямо в тоннелях метро — подземные накопители (UESS) решат сразу несколько задач. Метро проходит через весь город — под землей и по эстакадам. Подземные конструкции надежны, а крыши станций и депо отлично подходят для солнечных панелей.
Накопитель быстро заряжается, занимает мало места и защищен от внешних угроз. Солнечные батареи и системы рекуперации (когда энергия от торможения поездов возвращается в сеть) дополнят систему.
Результаты опубликованы в издании iEnergy.
Что это даст
- Экономия: Накопитель сглаживает пики потребления, снижая счета за электричество.
- Экология: Меньше угля в энергосистеме — меньше выбросов.
- Надежность: Если свет отключат, метро сможет работать еще несколько часов.
Этот подход меняет правила игры. Вместо абстрактных «зеленых инициатив» — конкретный инженерный проект, который:
- Снижает зависимость от ископаемого топлива, особенно в городах с угольной генерацией.
- Делает метро устойчивым к авариям — критично в условиях участившихся климатических аномалий.
- Окупается, что важно для мэрий, которые считают каждую копейку.
Главный риск — коррозия и влажность в тоннелях. Даже защищенные накопители могут выйти из строя за 5–7 лет, а замена обойдется дорого. Авторы упускают этот момент, хотя в реальных условиях (например, в петербургском метро с его грунтовыми водами) проблема очевидна.
Ранее ученые сообщили о вызывающих беспокойство выбросах абразивов от поездов.