Ученые нашли причину раздражающего шума в электродвигателях самолетов
Ученые из Бристольского и Салфордского университетов выяснили, почему новые электрические авиадвигатели звучат так противно — и что с этим делать.

Речь о технологии Boundary Layer Ingestion (BLI), которая встраивает двигатели в корпус самолета, чтобы экономить энергию. Но у нее есть побочный эффект — особый вид шума, который режет слух сильнее, чем просто громкий звук.
Результаты опубликованы в издании npj Acoustics.
Раньше исследователи уже изучали источники шума в BLI, но теперь разобрались в деталях. Оказалось, что турбулентный поток воздуха взаимодействует с лопастями двигателя и его корпусом, создавая два типа неприятного акустического эффекта — «размазывание» звука (haystacking).
Как это работает:
- На малой тяге (в крейсерском режиме) вентилятор слабо затягивает воздух, и основной шум возникает из-за вихрей у краев лопастей, которые резонируют с корпусом двигателя.
- На большой тяге (при взлете) вентилятор активно втягивает турбулентные потоки, и лопасти «разрезают» их по всей длине, создавая другой тип шума.
Эти два скрытых акустических эффекта делают звук не просто громким, а раздражающим, — объясняет ведущий исследователь Фероз Ахмед. — Теперь у инженеров есть инструменты, чтобы проектировать двигатели, которые не только тихие по замерам, но и приятные на слух.
Эксперименты проводили в аэродинамической трубе с точными датчиками — измеряли турбулентность, давление и звук. Результаты помогут улучшить дизайн как больших пассажирских самолетов (вроде Airbus ZEROe или NASA D8), так и городских воздушных такси. Следующий шаг — разработка методов снижения шума для разных режимов полета.
Этот анализ важен не только для акустического комфорта. Раздражающий шум — серьезный барьер для внедрения электрической авиации: люди не примут технологию, если она будет действовать на нервы. Кроме того, понимание природы шума позволит:
- Точечно дорабатывать конструкцию двигателей без лишних затрат.
- Ускорять сертификацию — нормы по шуму ужесточаются (например, в EU FlightPath 2050).
- Снижать усталость пилотов и пассажиров на коротких рейсах.
Однако исследование проводилось в лаборатории, где сложно полностью воспроизвести реальные условия полета — например, влияние вибрации корпуса или влажности воздуха. Кроме того, авторы не уточняют, насколько предложенные решения увеличат стоимость двигателей.
Ранее студент придумал идею двигателя на космической пыли.