Слепая зона алгоритма: почему беспилотные авто не видят резких маневров

Максим Наговицын31.05.2025494

Беспилотники учатся предсказывать поведение машин — но пока делают это слишком медленно.

Слепая зона алгоритма: почему беспилотные авто не видят резких маневров
Симуляция дорожной ситуации: красный автомобиль резко перестраивается перед беспилотником во время испытаний Autoware. Источник: Duong Dinh Tran from JAIST

Представьте, что вы спокойно сидите в машине, а она сама везет вас по дороге. Беспилотники обещают именно такой комфорт, но прежде чем доверить им свою жизнь, нужно ответить на главный вопрос: справятся ли они с любыми неожиданностями на трассе?

Результаты исследования опубликованы в издании IEEE Transactions on Reliability.

Профессор Дуонг Динь Тран из Японского института науки и технологий (JAIST) вместе с коллегами решил проверить, насколько надежна популярная открытая система автономного вождения Autoware. Они создали виртуальный полигон, где моделировали сложные дорожные ситуации — например, когда машина резко перестраивается перед вами или внезапно тормозит. Все это записывалось, а потом программа AW-Checker анализировала, соблюдает ли Autoware правила безопасности, установленные японскими автопроизводителями (JAMA).

Оказалось, что система не всегда справляется. Например, если другой автомобиль быстро перестраивается на высокой скорости, Autoware не успевает среагировать — ее алгоритмы ожидают плавных маневров и запаздывают с торможением. Любопытно, что версия с лидаром (лазерным сканером) показала себя лучше, чем та, где данные с камеры и лидара объединялись. Видимо, ошибки в распознавании объектов камерой только мешали.

Наш метод позволяет выявлять слабые места автономных систем до их выхода на дороги, — говорит Дуонг.

Сейчас команда планирует проверить Autoware в более сложных условиях: на перекрестках, при плохой погоде и с участием пешеходов.

Польза исследования

  • Практическая проверка теории: Многие системы тестируют в идеальных условиях, но здесь смоделировали реальные опасные сценарии.
  • Раннее выявление рисков: Лучше найти уязвимости на симуляторе, чем после аварии с участием людей.
  • Оптимизация датчиков: Обнаружено, что камера иногда ухудшает работу лидара — это знание поможет улучшить конструкцию беспилотников.

Исследование ограничено японскими стандартами (JAMA), которые могут отличаться от требований в других странах. Кроме того, тестировалась только одна система — выводы не стоит обобщать на все автономное вождение.

Ранее ученые заявили, что беспилотные автомобили можно сделать дешевле.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ
Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ

Представьте, что автомобиль без води...

Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику
Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику

Экономисты обнаружили неожиданный эффект дешев...

Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы
Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы

Кажется, инженеры нашли способ сделать летающи...

Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока
Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока

Что, если одна маленькая деталь сможет сд

Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей
Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей

Тепло, трение, перерасход энергии —...

Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения
Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения

Авиадвигатели будущего должны выдерживать адск...

Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников
Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников

Южнокорейские ученые научили беспилотники дели...

Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами
Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами

Автономные автомобили безопаснее живых водител...

Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека
Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека

Тысячи аварий ежегодно происходят из-за скольз...

Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию
Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию

Представьте дороги, которые заделывают трещины...

Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры
Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры

Автономные фуры обещают сократить расходы и&nb...

Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами
Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами

Сколько ошибок должен совершить искусственный ...

Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени
Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени

Кажется, ученые нашли способ заставить тугопла

Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий
Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий

Стоп-сигналы спереди — почему эту&n...

Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%
Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%

Цифровая очередь для грузовых судов не&nb...

Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию
Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию

Ученые придумали, как заставить жидкий во...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Новости компаний, релизы

Больше никаких цифр: теперь квитанции в приложении Альфа-Банка вбиваются сами
Автономные дроны без веб-интерфейса: просто API и никаких сложностей
ITPOD обновил номенклатуру серверов — разбираем обозначения
Стажировка на Казанском вертолетном заводе – как студенты осваивали авиастроение
Как учат инноваторов: новый подход Московского Политеха