Слепая зона алгоритма: почему беспилотные авто не видят резких маневров
Беспилотники учатся предсказывать поведение машин — но пока делают это слишком медленно.

Представьте, что вы спокойно сидите в машине, а она сама везет вас по дороге. Беспилотники обещают именно такой комфорт, но прежде чем доверить им свою жизнь, нужно ответить на главный вопрос: справятся ли они с любыми неожиданностями на трассе?
Результаты исследования опубликованы в издании IEEE Transactions on Reliability.
Профессор Дуонг Динь Тран из Японского института науки и технологий (JAIST) вместе с коллегами решил проверить, насколько надежна популярная открытая система автономного вождения Autoware. Они создали виртуальный полигон, где моделировали сложные дорожные ситуации — например, когда машина резко перестраивается перед вами или внезапно тормозит. Все это записывалось, а потом программа AW-Checker анализировала, соблюдает ли Autoware правила безопасности, установленные японскими автопроизводителями (JAMA).
Оказалось, что система не всегда справляется. Например, если другой автомобиль быстро перестраивается на высокой скорости, Autoware не успевает среагировать — ее алгоритмы ожидают плавных маневров и запаздывают с торможением. Любопытно, что версия с лидаром (лазерным сканером) показала себя лучше, чем та, где данные с камеры и лидара объединялись. Видимо, ошибки в распознавании объектов камерой только мешали.
Наш метод позволяет выявлять слабые места автономных систем до их выхода на дороги, — говорит Дуонг.
Сейчас команда планирует проверить Autoware в более сложных условиях: на перекрестках, при плохой погоде и с участием пешеходов.
Польза исследования
- Практическая проверка теории: Многие системы тестируют в идеальных условиях, но здесь смоделировали реальные опасные сценарии.
- Раннее выявление рисков: Лучше найти уязвимости на симуляторе, чем после аварии с участием людей.
- Оптимизация датчиков: Обнаружено, что камера иногда ухудшает работу лидара — это знание поможет улучшить конструкцию беспилотников.
Исследование ограничено японскими стандартами (JAMA), которые могут отличаться от требований в других странах. Кроме того, тестировалась только одна система — выводы не стоит обобщать на все автономное вождение.
Ранее ученые заявили, что беспилотные автомобили можно сделать дешевле.