Россия и Китай утвердили план развития Северного морского пути
В китайском Харбине представители России и Китая договорились о новых шагах, которые изменят карту мировых грузоперевозок.

Четырнадцатого октября 2025 года в Харбине прошла важная рабочая встреча российско-китайской подкомиссии по Северному морскому пути. Со стороны России делегацию возглавлял генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев, со стороны Китая – министр транспорта Лю Вэй. Участие в событии также приняли специальный представитель „Росатома“ по развитию Арктики Владимир Панов, губернатор провинции Хэйлунцзян Лян Хуэйлин и другие официальные лица.
Итогом встречи стал конкретный план действий – дорожная карта, которая должна превратить СМП в надежный транспортный коридор для двух стран. Партнерство нацелено на внедрение новых логистических и технологических решений, чтобы сделать перевозки эффективнее и запускать крупные проекты.
Алексей Лихачев так прокомментировал событие:
Россия видит в Северном морском пути ключевую транспортную артерию XXI века, способную обеспечить быструю, эффективную и безопасную связь между континентами. Уверен, что принятые сегодня решения придадут дополнительный импульс развитию российско-китайского взаимодействия в области развития потенциала СМП и позволят материализовать возможности сотрудничества в крупные капитальные проекты. Наше взаимодействие позволяет нам не только диверсифицировать маршруты мировой торговли, но и внедрять передовые технологии в освоении сложных северных широт.
Эту подкомиссию создали в 2024 году, а ее первое заседание состоялось в Санкт-Петербурге в ноябре того же года.
- Что такое Северный морской путь? Это самый короткий морской маршрут между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, исторически сложившаяся национальная транспортная артерия России протяженностью около 5600 км.
- Почему он важен? Грузопоток по СМП стабильно растет и бьет рекорды.
Динамика грузоперевозок по СМП
| Показатель | 2023 год | 2024 год | 2025 год (частично) |
|---|---|---|---|
| Общий объем грузов | ~36,3 млн тонн | 37,9 млн тонн (новый рекорд) | – |
| Контейнерные рейсы Россия-Китай | 7 рейсов | 14 рейсов | 17 рейсов из 22 запланированных |
| Объем контейнерных грузов | – | 176 000 тонн | 280 000 тонн (уже на 59% больше, чем за весь 2024 год) |
Развитие Арктики – один из стратегических приоритетов России. Для этого нужно наращивать объем перевозок по СМП, строить новые атомные ледоколы и модернизировать портовую инфраструктуру. «Росатом» и его предприятия играют в этой работе ключевую роль.


















