Ломать — не строить: как ученые продлевают жизнь мостам

Мосты в современных городах выдерживают огромные нагрузки: потоки машин, перепады температур, вибрации. Чтобы они не трескались и не разрушались, инженеры используют специальные подвижные опоры — мостовые подшипники.

Их главная задача — компенсировать движение конструкции, не давая ей деформироваться. Но если подшипники заклинит из-за плохой смазки, последствия могут быть катастрофическими.

Смазочные материалы, такие как российские ЦИАТИМ-221 и его улучшенная версия ЦИАТИМ-221F, защищают узлы от трения и износа. Первый состоит из силиконового масла и устойчив к воде, второй содержит микрочастицы тефлона, которые делают его еще прочнее. Такие составы используют в мостах, кранах и тяжелой технике, где часто нет возможности регулярно обслуживать механизмы.

Но как точно предсказать, как поведет себя смазка в реальных условиях? Обычные компьютерные модели не учитывают всех факторов — например, как материал реагирует на резкие перепады температуры или разные скорости нагрузки. Ученые Пермского Политеха создали новую математическую модель, которая снижает погрешность расчетов до 1%.

Как проходило исследование

  • Сначала изучили поведение смазок при температурах от -40 до +80 °C.
  • Выяснили, что добавление тефлона повышает устойчивость к деформации на 20%.
  • Разработали алгоритм, который учитывает не только вязкость, но и пластичность материала.

Мы обнаружили, что смазки ведут себя как твердое тело при любых температурах, — говорит Анна Каменских, кандидат технических наук. — Это особенно важно для северных регионов, где перепады достигают 120 градусов.

Новая модель поможет инженерам точнее подбирать смазочные материалы для мостов, машин и даже космической техники. В будущем ее можно будет встроить в программы для автоматизированного проектирования.

Ранее ученые разработали самовосстанавливающийся бетон.

31.03.2025

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Новая система следит за поведением водителя без камер
Новая система следит за поведением водителя без камер

В Каталонии с начала года на дорогах...

Hyperloop в 2025 году: что происходит с проектами Virgin и Hardt
Hyperloop в 2025 году: что происходит с проектами Virgin и Hardt

Представьте мир, где путь из Москвы ...

Остановка-печка: летом навесы превращают ожидание автобуса в ад
Остановка-печка: летом навесы превращают ожидание автобуса в ад

Оказывается, некоторые остановки общественного...

Как Китай снижает нагрузку на сеть при росте мощных зарядок
Как Китай снижает нагрузку на сеть при росте мощных зарядок

Китай активно развивает сеть сверхбыстрых заря

Sensors: Радары спасают китов от столкновений с лодками
Sensors: Радары спасают китов от столкновений с лодками

Ученые из ProtectedSeas выяснили, что&nbs...

Тонкие места подземки: ученые нашли слабые звенья в работе метро
Тонкие места подземки: ученые нашли слабые звенья в работе метро

Группа ученых изучила, как разные схемы р...

Как устроена игра «Командиры бездорожья» — реалистичные гонки по России
Как устроена игра «Командиры бездорожья» — реалистичные гонки по России

Компания Фоксхаунд анонсировала новую многопол...

Ломать — не строить: как ученые продлевают жизнь мостам
Ломать — не строить: как ученые продлевают жизнь мостам

Мосты в современных городах выдерживают о...

Тишина в небе: как ученые КАИ борются с вибрациями у вертолетов
Тишина в небе: как ученые КАИ борются с вибрациями у вертолетов

Ляйсан Гарипова, заведующая учебной лаборатори...

Секрет прочности: ученые пересобрали датчики для ракет
Секрет прочности: ученые пересобрали датчики для ракет

Ученые из Пензенского государственного ун...

Ученые КНИТУ-КАИ решили проблему углеродистого налета в двигателях
Ученые КНИТУ-КАИ решили проблему углеродистого налета в двигателях

Ученые Казанского авиационного института, КНИТ...

20 км, 4 кг и никаких помех: на что способен дрон «Воган»
20 км, 4 кг и никаких помех: на что способен дрон «Воган»

Компания Авангард, резидент Технопарка высоких...

Дроны в деле: как нижегородские школьники покоряют небо
Дроны в деле: как нижегородские школьники покоряют небо

В Нижнем Новгороде на базе НГТУ им. Р.Е. ...

Дроны в лесу: как на Сахалине берегут природу
Дроны в лесу: как на Сахалине берегут природу

Сотрудники лесного и охотничьего хозяйств...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Социальные роботы учатся общаться без участия людей
Социальные роботы учатся общаться без участия людей
Магнитные вихри помогут создать энергоэффективную электронику
Магнитные вихри помогут создать энергоэффективную электронику
Чувствуй как робот: кончики пальцев заменят инструкцию по технике безопасности
Чувствуй как робот: кончики пальцев заменят инструкцию по технике безопасности
Ученые выяснили, как пена теряет жидкость
Ученые выяснили, как пена теряет жидкость
Материалы с памятью: что общего у стекла и живой клетки
Материалы с памятью: что общего у стекла и живой клетки
Разработан дисплей, который чувствует пространство
Разработан дисплей, который чувствует пространство
Immunity: Жирная еда ослабляет кишечник за два дня
Immunity: Жирная еда ослабляет кишечник за два дня
60% здоровых людей в зоне риска: что не так с вашим уровнем натрия в крови
60% здоровых людей в зоне риска: что не так с вашим уровнем натрия в крови
Новый материал очищает воду от нитратов и фосфатов
Новый материал очищает воду от нитратов и фосфатов
Личный код: как расшифровать биполярное расстройство через призму личности
Личный код: как расшифровать биполярное расстройство через призму личности

Новости компаний, релизы

Как Камчатский университет развивает науку: новые лаборатории и открытия
От школьных проектов до заводских решений: чем живет нефтехимия в Нижнекамске
Бактерии против грибов: как наука защищает картофель без химии
Овцы вместо мышей: как ученые нашли новый способ тестировать материалы для зубов
Пробирки, зелень и взрывы: фестиваль для тех, кто любит науку