Обсерватория Рубин обнаружит миллионы астероидов и комет
Астрономы готовятся к самой масштабной переписи малых космических тел за всю историю наблюдений.

Группа астрономов со всего мира, включая специалистов из Университета Вашингтона и под руководством Королевского университета Белфаста, представила новое исследование. Оно показывает, что уже в этом году начнет работу обсерватория, которая обнаружит миллионы прежде неизвестных объектов Солнечной системы.
Речь о Обсерватории Веры Рубин (Vera C. Rubin Observatory), совместном проекте Национального научного фонда США и Министерства энергетики. Ее задача — перевернуть наши представления о «малых телах»: астероидах, кометах и карликовых планетах.
Строительство обсерватории идет на хребте Серро-Пачон в Чили. Ее главный инструмент — 8,4-метровый телескоп Симони с уникальной трехзеркальной оптикой, способный за несколько ночей просканировать все видимое небо. В его сердце — самая большая в мире цифровая камера LSST (3,2 гигапикселя), которая снимает участок неба в 45 раз больше полной Луны. Каждую ночь система будет генерировать 20 терабайт данных, создавая десятилетний «таймлапс» космоса и беспрецедентную карту Солнечной системы.
Команда астрономов под руководством Мег Швамб из Королевского университета разработала программу Sorcha — первый симулятор, который предсказывает, что именно обнаружит обсерватория. Он учитывает график наблюдений, модель Солнечной системы и даже то, как телескоп «видит» объекты.
Описание симулятора опубликовано в идании Astronomical Journal.
Sorcha критически важна, — говорит Швамб. — Она не только предсказывает открытия, но и помогает их интерпретировать. Наши знания о Солнечной системе скоро взорвутся — и это произойдет очень быстро.
Помимо восьми планет, в Солнечной системе существуют десятки миллионов малых тел, оставшихся почти неизменными со времен ее формирования 4,5 млрд лет назад. Их орбиты, размеры и состав — как окаменелости, сохранившие историю миграции планет и доставки воды на Землю.
Обсерватория Рубин не просто найдет эти объекты, но и измерит их цвет (раньше большинство телескопов работали только в одном фильтре).
Это как перейти от черно-белого телевизора к цветному, — говорит Джо Мурта, аспирант Королевского университета. — Миллионы новых объектов, большинство — в первые же годы работы.
Что именно удастся найти
- 127 000 околоземных астероидов (в 3 раза больше, чем известно сейчас), включая 70% потенциально опасных.
- 5 млн астероидов главного пояса (сейчас — 1,4 млн), с данными о цвете и вращении.
- 109 000 троянцев Юпитера (в 7 раз больше), сохранившихся с эпохи формирования планет.
- 37 000 транснептуновых объектов (почти в 10 раз больше), которые расскажут о миграции Нептуна.
- 1500–2000 кентавров — нестабильных тел, которые либо улетят из Солнечной системы, либо станут кометами.
Марио Юрич, профессор астрономии из Университета Вашингтона, уверен:
Рубин заполнит пробелы в учебниках и улучшит наши шансы обнаружить — и, возможно, отклонить — опасные астероиды.
Этот проект — не просто «перепись» астероидов. Он даст:
- Глубокое понимание эволюции Солнечной системы — куда мигрировали планеты, как формировались их орбиты.
- Новые данные о происхождении воды и органики на Земле — многие кометы и астероиды могли быть их переносчиками.
- Улучшенную защиту от угроз — обнаружение 70% опасных объектов снизит риск непредсказуемых столкновений.
- Технологический прорыв — обработка 20 ТБ данных каждую ночь потребует новых алгоритмов, полезных и для других наук.
Главный риск исследования — перегрузка данных. Уже сейчас астрономы сталкиваются с тем, что телескопы (например, JWST) генерируют больше информации, чем успевают обрабатывать. Если для Рубина не создадут эффективные системы фильтрации и классификации, многие открытия могут «утонуть» в raw-данных.
Ранее ученые выяснили, что древняя обсерватория в Перу была сооружением культа.