В КФУ рассказали, помогать ли ребенку с домашними заданиями
В преддверии учебного года эксперты Казанского федерального университета ответили на вопрос, должны ли родители помогать детям с домашним заданием и как воспитать самостоятельность.
По словам доцента кафедры начального образования Института психологии и образования КФУ Лейсан Каюмовой, задание на дом даётся ученику, чтобы закрыть возможные образовательные дефициты. В этом случае родитель помогает ребёнку как тьютор.
Доцент считает, что родители должны помогать детям с выполнением домашнего задания, но не делать его за них.
Родители могут объяснить ребёнку, что они взрослые и могут проверить работу. Если задание сложное, например, написать сочинение, то родитель может высказать своё мнение о работе. Это должно быть мнение редактора, который комментирует и даёт советы.
Эксперт КФУ рекомендует родителям обращать внимание на логику решений ребёнка, учить его быть ответственным и планировать свои действия.
Например, если ребёнок складывает числа вместо того, чтобы умножить их, нужно спросить его, почему он так делает. Следует обсуждать с ребёнком процесс поиска решения и алгоритмы организации работы.
Каюмова приводит шутливый пример:
Мне на завтра надо слепить снеговика из еловых шишек. Нужно объяснить ребёнку, что свою работу необходимо планировать.
Заведующая кафедрой педагогической психологии ИПО Ирина Лушпаева рассказала, что домашнее задание выполняет две важные функции.
- Во-первых, это форма работы, где ребёнок может самостоятельно применить полученные в школе знания. Это важно для психического развития ребёнка.
- Во-вторых, домашняя работа развивает личностные качества: настойчивость, самостоятельность, познавательную активность и умение добывать дополнительную информацию.
Психолог отметила, что родители не являются профессиональными педагогами. Они могут помогать детям, но только так, как их самих учили в своё время.
Завкафедрой педагогической психологии предупредила, что помощь родителей будет неуместна, если они объясняют предмет так, как учили их, а ребёнка обучают иначе.
В этом случае ребёнок может сказать: «Нет, нам учительница по-другому объясняла, неправильно ты рассказываешь». А родители ответят: „Ну как неправильно? Мы же выучили!“
Своим мнением поделились ведущие учителя лицеев Казанского университета.
Сергей Михайлин, заслуженный учитель Российской Федерации и народный учитель Татарстана, считает, что внимание родителей — одна из составляющих успешного ученика. По его словам, родители должны постоянно интересоваться школьными делами ребёнка, даже если они не разбираются в некоторых предметах. Если же родители не будут этого делать, успеваемость ребёнка снизится.
Педагог много лет готовит детей к соревнованиям по программированию.
Сергей Михайлин советует показывать ребёнку его прогресс: «Месяц назад ты ничего не знал, а вот мы позанимались, и смотри какие у тебя результаты!»
Именно родители должны поддерживать в ребёнке веру в свои силы. Если у него
что-то не получается, нужно помочь ему почувствовать вкус успеха.
Наиль Мирсаитов, победитель конкурсов «Учитель года Казани – 2019» и „Учитель года Татарстана – 2019“, призер конкурса „Учитель года России – 2019“, считает, что важно найти баланс в помощи ребёнку.
Родитель может показать своим примером, как важно учиться и решать задачи. Но при этом не стоит переусердствовать. Слишком активное вмешательство может помешать развитию самостоятельности у ребёнка и уверенности в своих силах. В результате он будет полагаться на чужую поддержку вместо того, чтобы самому пытаться решить проблему. Иногда помощь может восприниматься как давление, что плохо влияет на самооценку ребёнка и вызывает стресс.
Источник: КФУ