Ученые объяснили, почему тормозные нейроны важны для запоминания
Мозг запоминает важное не тогда, когда активно работает, а когда вовремя замолкает.

Нури Джонг до сих пор помнит тот момент, когда навестила бабушку в Южной Корее.
У женщины была болезнь Альцгеймера, и Нури не надеялась, что та ее узнает — они не виделись шесть лет.
Но бабушка посмотрела на нее и улыбнулась.
Она путала имена родных, которых видела каждый день, но меня — нет, — рассказывает Нури, бывшая аспирантка лаборатории Аннабель Сингер в Технологическом институте Джорджии. — Это заставило меня задуматься: как мозг отличает знакомое от нового?
Так началось ее исследование, результаты которого опубликованы в журнале Nature.
Ученые выяснили, как мозг быстро запоминает важные места — будь то парковка или дорога в новом районе.
Тормоза, которые помогают учиться
Обычно ученые изучают возбуждающие нейроны, отвечающие за обучение. Но команда Нури и Сингер сосредоточилась на тормозных — паравальбуминовых интернейронах (PV). Они работают как предохранители, не давая мозгу перегрузиться.
Оказалось, что когда активность PV снижается, возбуждающие нейроны укрепляют связи — и информация лучше запоминается.
Ученые проверили это на мышах, бегающих в виртуальном лабиринте. Когда грызуны приближались к награде, PV-нейроны «замолкали» еще до ее получения. Если же искусственно блокировать это снижение активности, мыши не могли запомнить путь.
Раньше считалось, что обучение — это всегда всплеск активности, — говорит Сингер. — Но все сложнее: важно не просто «включить» нейроны, а вовремя ослабить тормоза.
Почему это важно
При болезни Альцгеймера работа тормозных нейронов нарушается. Возможно, проблема не только в том, что мозг «шумит», а в том, что он не может вовремя „приглушить“ ненужные сигналы. Если понять этот механизм, можно разработать новые методы лечения — от неинвазивной стимуляции мозга до лекарств.
Для Нури это исследование осталось личной историей. После защиты диссертации она попала в аварию и долго восстанавливалась. Теперь она работает коучем, но не забывает науку.
Торможение в мозге — как неудачи в жизни, — говорит она. — Это не просто остановка, а часть пути к новым знаниям.
Этот эксперимент меняет взгляд на механизмы памяти:
- Медицина — дает новые идеи для терапии Альцгеймера, где нарушено торможение.
- Обучение — показывает, как оптимизировать запоминание, возможно, через стимуляцию мозга.
- Нейротехнологии — открывает путь к более точным методам коррекции когнитивных расстройств.
Хотя исследование демонстрирует роль PV-нейронов, остается вопрос: насколько модель мышиного мозга применима к человеку? У людей гиппокамп сложнее, а болезни вроде Альцгеймера затрагивают и другие области. Кроме того, optogenetics пока нельзя использовать в клинике — нужны менее инвазивные методы.
Ранее ученые заявили, что человеческий мозг может оставаться пластичным всю жизнь.