Стальные мускулы атома: кто и как учит машины новой энергетике
Специалисты, которые будут обслуживать роботов на передовых атомных объектах, начали обучение еще до запуска самих производств.

В первой половине октября «Росатом» завершил пробный запуск уникальной программы для подготовки специалистов по робототехнике.
Цикл апробаций провели Департамент научно-технических программ и проектов госкорпорации, АО «Прорыв» и Техническая академия „Росатома“. Они готовили инженеров и операторов для работы с роботизированными комплексами по четырем ключевым направлениям:
- Инженер-механик.
- Оператор робототехнических комплексов.
- Инженер-электронщик.
- Программист робототехнических комплексов.
С 2026 года эти курсы повышения квалификации станут доступны для всех желающих и будут идти постоянно.
Местом обучения станет, в том числе, учебно-экспериментальная база проектного направления «Прорыв» в университете „Сириус“.
Директор по роботизации ПН «Прорыв» Юрий Мочалов так объяснил суть программы:
Участники узнали о робототехнических комплексах, которые мы внедряем в проекте «Прорыв». Эти роботы создают топливо для реакторов на быстрых нейтронах и перерабатывают уже использованное топливо. Специалисты разобрались, как работает автоматизированная система управления таким роботизированным процессом, как ее программировать. А самое главное — они отработали все навыки по эксплуатации и обслуживанию роботов на полноценном оборудовании нашей учебной базы.
Роботизация — это один из главных приоритетов для компаний, участвующих в национальном проекте «Новые атомные и энергетические технологии». Подготовка кадров для таких высокотехнологичных производств ведется на нескольких уровнях.
Директор по управлению научно-техническими программами и проектами «Росатома» Наталья Ильина добавила:
В регионах, где реализуется нацпроект, мы строим новые производства, оснащенные автоматизированными и роботизированными системами. От будущих специалистов требуется не только знание ядерной физики, но и инженерное мышление, цифровые навыки, постоянное профессиональное развитие. Поэтому мы вместе с ведущими вузами создаем новые образовательные программы для студентов, а с Техакадемией и экспертами «Прорыва» запустили программу повышения квалификации для уже работающих сотрудников. И в том, и в другом случае мы делаем акцент на реальные задачи наших проектов и даем возможность применить знания на практике — например, на роботах-прототихах учебной базы „Прорыв“.



















