Социальное обучение без розовых очков: как мы перенимаем чужой опыт
Люди учатся друг у друга — это то, что делает нас людьми. Благодаря этому знание накапливается веками.
Мы строим небоскребы, летаем в космос, находим лекарства от болезней, но когда ученые исследуют, как именно мы перенимаем опыт друг друга, они обычно предлагают участникам экспериментов простые, абстрактные задачи, далекие от реальности.
Чтобы исправить это, международная команда ученых из Германии и США создала эксперимент в Minecraft. Игроки искали ресурсы, ломая блоки, а вокруг них действовали другие участники. Если
Мир тоже менялся: в одних случаях ресурсы были собраны в «островки», в других — разбросаны хаотично.
Это похоже на реальную жизнь: ты видишь только кусочек мира и решаешь — искать самому или следить за другими, — говорит Ральф Курверс, руководитель исследования.
Ты постоянно выбираешь: довериться интуиции или пойти туда, где
кто-то уже нашел ресурсы?
Ученые разработали метод, который фиксировал, куда смотрит игрок, как двигается и какие решения принимает.
Теперь мы можем предсказать, какой блок выберет человек, учитывая и его личный опыт, и поведение других, — объясняет Чарли Ву из Тюбингенского университета.
Что выяснилось
- Люди не просто копируют других и не упрямо действуют в одиночку. Они гибко меняют стратегии.
- Успех зависит от того, насколько хорошо человек адаптируется: когда стоит учиться у других, а когда — полагаться на себя.
Это исследование помогает понять, как информация распространяется в группах, как рождаются новые идеи и как создавать среды, где люди учатся эффективнее.
Такой эксперимент — шаг к пониманию не «идеальных» моделей поведения, а реальных. Люди редко учатся только на своем опыте или только на чужом — они смешивают оба подхода. Зная, как это происходит, можно:
- Улучшить обучение: например, проектировать онлайн-курсы, где баланс между самостоятельной работой и групповыми заданиями будет точным.
- Оптимизировать работу команд: в каких ситуациях сотрудникам полезно обмениваться информацией, а когда это лишь отвлекает.
- Предсказывать распространение информации в соцсетях: почему одни идеи «заражают» миллионы, а другие остаются незамеченными.
Ранее ученые выяснили, что детские травмы влияют на желание осуждать других людей.