Признание коллег помогает пережить стресс на работе
Новое исследование с участием Университета Восточной Англии показало: когда коллеги ценят вашу работу, это помогает справляться с негативом на работе.
Ученые выяснили: если сотруднику поручают больше бессмысленных задач, чем обычно, он испытывает горечь — эмоциональную реакцию на несправедливость.
Это состояние мешает не только работе, но и личной жизни. Человек начинает прокручивать в голове обиды, не может отвлечься и восстановиться после стресса.
Но есть важный нюанс. Такой сценарий чаще разворачивается в те дни, когда человек получает меньше благодарности от коллег.
Исследование провели специалисты из UEA, Университета Кипра и Университета Аристотеля в Салониках.
Результаты опубликованы в журнале Work & Stress.
Ценность работы
- Бессмысленные задачи — например, отчет, который никто не прочитает — заставляют сомневаться в своей значимости.
- Необоснованные требования — скажем, когда опытного специалиста заставляют делать работу стажера — вызывают ощущение несправедливости.
Когда начальство дает неадекватные задания, это подрывает веру сотрудников в справедливость, — говорит Джордж Майклэйдс, профессор психологии труда в UEA.
Но если коллеги ценят ваши усилия, это смягчает удар. Компаниям стоит учить сотрудников выражать признательность — так атмосфера станет здоровее.
Эви Микаилидис, ведущий автор исследования, добавляет:
Без благодарности несправедливые задачи отравляют жизнь. Человек тащит этот груз домой и не может переключиться.
В эксперименте участвовали 71 сотрудник из разных сфер (большинство — из финансов). Пять рабочих дней они заполняли опросы, отмечая:
- Какие задачи им казались бессмысленными,
- Чувствовали ли они признание,
- Насколько часто мысли о работе мешали отдыху.
Вывод прост: даже маленькое «спасибо» может разорвать порочный круг стресса.
Этот эксперимент полезен и для работодателей, и для сотрудников.
Для компаний
- Показывает, как мелкие несправедливости накапливаются и снижают продуктивность.
- Доказывает, что корпоративная культура признания — не просто «мило», а экономически выгодна.
Для сотрудников
- Дает аргумент в разговорах с начальством: «Мне важно чувствовать, что мою работу ценят».
- Помогает осознать: если после работы не получается отвлечься, дело может быть не в вас, а в токсичной среде.
Однако исследование охватило всего 71 человека, в основном из финансового сектора. Было бы интересно увидеть, как эти закономерности работают в творческих профессиях или, например, в медицине, где стресс и так зашкаливает.
Ранее ученые сообщили, что стресс возглавил список неприятностей на работе.