От физрука до математика: кто виноват в нехватке учителей
Правительство планирует одобрить закон, который ограничит учителей в выборе мест для повышения квалификации. Теперь они смогут проходить переподготовку только в государственных учреждениях.
Это решение — ответ на растущую популярность частных онлайн-курсов, которые часто оказываются некачественными. Эксперты считают, что проблему можно решить, если государство начнет аккредитовывать такие программы.
11 февраля группа депутатов от «Единой России» внесла в Госдуму поправки к закону „Об образовании“. Согласно этим поправкам, учителя больше не смогут проходить курсы повышения квалификации в частных организациях. Кроме того, они смогут учиться только по своему основному предмету. Если учитель захочет освоить новую специальность, например, стать директором школы, ему придется пройти полную переподготовку. Депутаты уверены, что это улучшит качество образования.
Курсы повышения квалификации бывают двух видов:
- Краткосрочные программы (от 16 часов) — для углубления знаний по уже знакомому предмету.
- Полная переподготовка (минимум 250 часов) — для освоения новой профессии или расширения навыков.
Учителя обязаны проходить такие курсы раз в три года. Правительственная комиссия согласилась, что новый закон может улучшить качество подготовки педагогов. Однако они отметили, что документ нужно доработать. Например, создать федеральный список программ переподготовки и определить, какие организации имеют право их проводить. Этим займется Министерство просвещения.
Почему вообще возникла такая инициатива? Дело в том, что онлайн-курсы стали слишком популярными.
Сейчас это выгодно всем, — говорит Раис Загидуллин, эксперт из Российской академии образования. — Директорам не нужно искать замену учителям, которые уехали на учебу. Учителям не нужно никуда ехать, и они экономят время. А организаторам курсов достаточно записать видео один раз.
В результате на рынке появилось много некачественных программ.
В феврале спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что из-за таких курсов в школах не хватает квалифицированных учителей. По его словам, за последние восемь лет более 1,3 миллиона педагогов прошли дистанционные курсы и получили новые квалификации. Например, учителя физкультуры начали преподавать математику. Володин надеется, что новый закон решит эту проблему.
Однако текущая версия законопроекта не запрещает учителю физкультуры стать математиком.
У всех учителей одинаковый профессиональный стандарт, — объясняет Загидуллин. — Поэтому учителю музыки достаточно пройти короткий курс, чтобы преподавать химию.
Эксперт считает, что это не так уж плохо, учитывая нехватку учителей в стране.
Такая переподготовка помогает справиться с нехваткой кадров, — соглашается Дарья Кудрявцева, проректор Московского педагогического государственного университета. — Особенно это важно для сельских школ, где один учитель ведет несколько предметов.
Кудрявцева считает, что запрет на частные курсы — это лишнее. Вместо этого нужно вернуть государственный контроль над качеством программ.
Это поможет избежать появления фирм, которые просто выдают дипломы, — говорит она.
Ранее ученые заключили, что успеваемость студентов растет, если учителям дают премии.
Источник новости: Коммерсантъ.