Как стимуляция мозга улучшает математические способности
Математика — это не только упорство, но и тонкая настройка мозга, которую, как выяснилось, можно корректировать.

Вы
В эксперименте 72 человека пять дней решали математические задачи — одни требовали вычислений, другие просто запоминания. При этом им стимулировали слабым током либо зону префронтальной коры (отвечает за логику), либо теменную кору (связана с памятью), либо делали «пустышку» (плацебо). Одновременно замеряли уровень двух веществ в мозге — глутамата и ГАМК, которые показывают, насколько мозг готов учиться.
Результаты опубликованы в издании PLOS Biology.
Оказалось:
- Чем сильнее связь между префронтальной корой, теменной долей и гиппокампом (он помогает применять знания к новым задачам), тем лучше человек справлялся с вычислениями.
- У тех, у кого эти связи слабее, стимуляция префронтальной коры улучшала результаты.
Гиппокамп — область мозга, которая работает как «мост» между кратковременной и долговременной памятью. В математике он помогает не просто запоминать формулы, а понимать принципы и применять их к новым задачам.
Проще говоря, если ваш мозг изначально не очень хорошо «дружит» с математикой, его можно немного „подтолкнуть“.
Рой Коэн Кадош, руководитель исследования, говорит:
Мы десятилетиями меняли программы и методы преподавания, но игнорировали биологию учеников. А ведь именно она часто определяет успех. Если мы научимся помогать тем, кому сложно от природы, это снизит неравенство в образовании, карьере и даже доходах.
Теперь ученые хотят проверить, работает ли такой метод за пределами лаборатории.
Главный плюс этой работы — перспектива персонализированного обучения. Если подтвердится, что стимуляция слабых нейросетей действительно помогает в математике, это можно будет использовать:
- В школах для детей с дислексией или дискалькулией.
- В реабилитации после инсультов, когда нужно восстановить логическое мышление.
- В профессиональной подготовке, где требуется быстрый счет (финансы, инженерия).
Но важно помнить: это не «волшебная таблетка», а инструмент, который должен дополнять традиционные методы.
Исследование проводилось на малой выборке (72 человека) за короткий срок (5 дней). Неясно, сохраняется ли эффект стимуляции в долгосрочной перспективе и как он работает в реальной жизни, где математика — не изолированные задачи, а часть сложных когнитивных процессов.
Ранее мы подробно описали мифы и факты о транскраниальной стимуляции.



















