Как стимуляция мозга улучшает математические способности

Максим Наговицын25.07.2025561

Математика — это не только упорство, но и тонкая настройка мозга, которую, как выяснилось, можно корректировать.

Как стимуляция мозга улучшает математические способности
3D-модель, созданная авторами вручную в программе CONN, с изображением четырех зон-«якорей» (левый и правый dlPFC, левый и правый PPC), а также правого и левого фронто-париетальных соединений, которые использовались в анализе функциональной связности мозга. dlPFC — зона логики и расчетов, PPC — зона памяти, а фронто-париетальные соединения — это «провода» между ними, чья сила влияет на успехи в математике. Источник: Zacharopoulos G et al., 2025, PLOS Biology

Вы когда-нибудь задумывались, почему одним математика дается легко, а другим — с трудом? Ученые из Университета Суррея (Великобритания) выяснили: дело не только в упорстве или хороших учителях, но и в том, как устроен ваш мозг.

В эксперименте 72 человека пять дней решали математические задачи — одни требовали вычислений, другие просто запоминания. При этом им стимулировали слабым током либо зону префронтальной коры (отвечает за логику), либо теменную кору (связана с памятью), либо делали «пустышку» (плацебо). Одновременно замеряли уровень двух веществ в мозге — глутамата и ГАМК, которые показывают, насколько мозг готов учиться.

Результаты опубликованы в издании PLOS Biology.

Оказалось:

  • Чем сильнее связь между префронтальной корой, теменной долей и гиппокампом (он помогает применять знания к новым задачам), тем лучше человек справлялся с вычислениями.
  • У тех, у кого эти связи слабее, стимуляция префронтальной коры улучшала результаты.

Гиппокамп — область мозга, которая работает как «мост» между кратковременной и долговременной памятью. В математике он помогает не просто запоминать формулы, а понимать принципы и применять их к новым задачам.

Проще говоря, если ваш мозг изначально не очень хорошо «дружит» с математикой, его можно немного „подтолкнуть“.

Рой Коэн Кадош, руководитель исследования, говорит:

Мы десятилетиями меняли программы и методы преподавания, но игнорировали биологию учеников. А ведь именно она часто определяет успех. Если мы научимся помогать тем, кому сложно от природы, это снизит неравенство в образовании, карьере и даже доходах.

Теперь ученые хотят проверить, работает ли такой метод за пределами лаборатории.

Главный плюс этой работы — перспектива персонализированного обучения. Если подтвердится, что стимуляция слабых нейросетей действительно помогает в математике, это можно будет использовать:

  • В школах для детей с дислексией или дискалькулией.
  • В реабилитации после инсультов, когда нужно восстановить логическое мышление.
  • В профессиональной подготовке, где требуется быстрый счет (финансы, инженерия).

Но важно помнить: это не «волшебная таблетка», а инструмент, который должен дополнять традиционные методы.

Исследование проводилось на малой выборке (72 человека) за короткий срок (5 дней). Неясно, сохраняется ли эффект стимуляции в долгосрочной перспективе и как он работает в реальной жизни, где математика — не изолированные задачи, а часть сложных когнитивных процессов.

Ранее мы подробно описали мифы и факты о транскраниальной стимуляции.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Общество

Поиск на сайте

Лента новостей

Пресс-релизы