Работать и решать задачи лучше в полной тишине
Популярное суждение о том, что музыка увеличивает креативность, оспорили ученые из университета Центрального Ланкашира, университета Евле в Швеции и университета Ланкастера.
Психологи исследовали влияние фоновой музыки на производительность, предложив добровольцам задачи с вербальным инсайтом, которые, как считается, задействуют креативность.
Инсайт (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка, прозрение) или озарение — многозначный термин из области зоопсихологии, психологии, психоанализа и психиатрии, описывающий сложное умственное явление, суть которого состоит в неожиданном, отчасти интуитивном прорыве к пониманию поставленной проблемы и «внезапном» нахождении её решения.
Ученые обнаружили, что фоновая музыка на самом деле значительно снижает способность людей решать задачи с вербальным инсайтом, в то время как фоновый библиотечный шум такого эффекта не производит.
Задание было, например, такое: дано три слова — dress (платье), dial (циферблат), flower (цветок) — к которым нужно подобрать еще одно слово, которое может быть как самостоятельным, так и в комбинации со всеми остальными. В данном случае это слово sun (солнце) — sundress (сарафан), sundial (солнечные часы), sunflower (подсолнечник).
Всего ученые воспроизвели четыре ситуации:
- фоновая музыка с иностранной лирикой,
- инструментальная музыка без слов,
- музыка с лирикой на родном языке,
- отсутствие какой-либо музыки.
— Мы нашли четкое подтверждение снижения эффективности выполнения задания во время проигрывания музыки, заявил доктор Нил Маклэтчи.
Появилось предположение: это потому, что музыка нарушает функционирование рабочей вербальной памяти.
Примечательно, что третий эксперимент — влияние музыки с текстом на родном языке — ослаблял творческий потенциал вне зависимости от того, поднимала ли сама музыка настроение, вызвала ли приятные ощущения, нравилась ли участникам.
При этом существенной разницы между выполнением задач при библиотечном шуме и при полной тишине не было.
По словам ученых, библиотечный фоновый шум — это устойчивое, стабильное состояние, которое ничего не нарушает.
— Мы доказали, что музыка, вне зависимости от семантического содержания, последовательно разрушает креативность в решении задач с инсайтом.