Вот что значит быть в ладу с музыкой
С далекой древности ученые ломали головы, почему некоторые музыкальные созвучия кажутся усладой для слуха, в то время как другие — пыткой.
Греки считали, что все дело в длине струны музыкального инструмента, и что точные математические пропорции наделяют определенные аккорды особым, даже божественным звучанием.
Композиторы XX века склонялись к тому, что восприятие зависит от музыкальных пристрастий человека.
И вот теперь ученые, кажется, приблизились к истине, проанализировав предпочтения более чем 250 студентов колледжа Миннесоты среди множества музыкальных звуков и созвучий.
Как выяснили ученые, каждый третий студент обучался игре на музыкальном инструменте, каждый пятый играет в составе какого-либо музыкального объединения, и все без исключения слушают какую-либо музыку ежедневно. Студентам музицировать проще, ведь даже если нет средств на покупку инструмента в музыкальном магазине, таком как https://www.muzdrive.ru/, всегда есть возможность заниматься на кафедре.
— Что же делает определенные музыкальные созвучия приятными или неприятными? — задается вопросом исследователь Джон Макдермот из университета Миннесоты. — На этот счет есть много разных мнений. Это может быть один из самых древних вопросов, касающихся человеческого восприятия.
Гармония в музыке
Команда ученых, включая Андриану Лер и Эндрю Окзенхама, сумела независимо управлять гармоническими частотными связями звуков и биением. Гармонические частоты — это множества идентичных фундаментальных частот. Например, ноты на частоте 200, 300 и 400 герц являются множествами 100 герц. Биение наблюдается в том случае, если два звука близки, но не совпадают по частоте.
Со временем частоты меняют регистр на нижний или верхний, что заставляет звук нарастать и убывать с амплитудой и достигать слышимого вибрирующего качества.
Результаты ученых показали, что музыкальные аккорды кажутся нам плохими или хорошими в зависимости от того, производят ли проигрываемые ноты гармонически связанные частоты. И биение совсем не играет роли. Удивительно, но люди, умеющие играть на музыкальных инструментах, более остальных предпочитают гармонические частоты. То есть важнее всего оказывается умение и обучение.
Эминем стирает границы восприятия
— Пока мы не знаем, сохранятся ли наши результаты в случае исследования, проведенного в другой части света, заявил Макдермот. — Но роль музыкального опыта неоспорима. Другое дело, что опыт может быть разным, а потому и музыкальные предпочтения бывают разные. И те интервалы и аккорды, которые противоречат западным стандартам, могут оказаться общепринятыми в других культурах.
Впрочем, различия сглаживаются, и тем сложнее уловить разницу, чем больше подростков по всему миру слушает, к примеру, Эминема.