Мегаполисы будущего в условиях урбанистического кризиса
Выдающиеся архитекторы и градостроители современности со всего мира сходятся во мнении, что нынешние мегаполисы находятся на грани кризиса.

По данным социологов, в начале 20-го века обитатели городов составляли всего 10% от общего населения земли. Сегодня же эта цифра составляет едва ли не 50% и как утверждают прогнозы, к середине XXI столетия составит без малого 80%. Если учесть что к тому времени планету будут населять 12 миллиардов человек, эти данные выглядят неутешительно.
Один из исследователей влияния урбанизации на современные города, греческий архитектор-градостроитель Константин Доксиадис считает, что истинные масштабы надвигающегося кризиса будут по-настоящему катастрофическими. Уже сегодня мы потерпели поражение, – говорит Константин, – в современных мегаполисах наблюдается удивительная закономерность – чем выше скорость транспортного средства, тем больше времени необходимо затратить на преодоление определенного расстояния. Этот факт наглядно демонстрирует низкую эффективность транспортных сетей, ведь со времен появления первых городов они не претерпели почти никаких изменений. Выдвигались различные теории, одна из которых предполагает схожесть сетей с кровеносной системой. Если придерживаться этого принципа, о пробках можно будет забыть навсегда. Таким образом, скорости транспорта будут наращиваться по мере приближения к главным артериям, пропускная способность которых в разы выше мелких сосудов. Однако, такой подход предполагает пересмотреть все известные раннее принципы градостроительства. При довольно высоких темпах развития науки и промышленности нет ничего удивительного в том, что техника достигла определенного прогресса в отличие от методов устройства городских систем.
Многие архитекторы выдвигали гипотезу о том, что со временем должен измениться характер и направление урбанизации. Если раннее города развивались вширь, захватывая все новые и новые территории, то уже сейчас человечество обладает достаточными технологиями для того чтобы искусственно изменить направление урбанизации, превратив ее из горизонтальной в вертикальную. Это не говорит о том, что человечество в скором времени должно перебраться в гигантские жилые комплексы, на многочисленных этажах которых можно разместить все необходимое для полноценного существования общества, либо построить немыслимые транспортные развязки, превратив привычные города в футуристические модели. Скорее всего, летающие дороги и многокилометровые здания так и останутся в книгах, но даже из этих, казалось бы, безумных предположений можно кое-что почерпнуть.
Пока что задача архитекторов, градостроителей и современного общества в целом состоит в том, чтобы пересмотреть общепринятые устои планирования городов, используя ресурсы более эффективно, пытаясь двигаться не против природы, а с ней заодно. Ведь с учетом роста населения очень трудно будет поддерживать хрупкое равновесие между человеком и природой. Вряд ли удастся уместить такое количество людей в уютных озелененных городах. Наиболее простой способ – разместить под землей все то, что не уместится над ней. Ну а пока социальная и экономическая структура современной жизни продолжает делать свое дело, нам ежедневно приходится сталкиваться с необоснованно высокими ценами на жилье, пробками и бессмысленной тратой энергии.