Зеленый — играем, синий — не мешай: браслет учит детей понимать друг друга
Британские ученые из Бристольского университета создали браслет, который помогает детям лучше понимать, как другие играют и общаются.
Устройство простое: у него есть цветные кнопки, которые загораются разным светом, показывая, в каком режиме ребенок хочет играть. Например:
- Зеленый — «играем вместе»
- Синий — «играю один»
- Желтый — «хочу присоединиться»
Исследование представили на конференции в Японии. Его суть в том, чтобы дети — и нейротипичные, и нейроотличные (например, с аутизмом) — могли легче понимать друг друга во время игры.
Сейчас большинство технологий для социализации детей с аутизмом пытаются «исправить» их поведение, подстроить под норму.
Но авторы этой работы пошли другим путем — они дали детям самим решать, как им удобнее взаимодейровать.
Ведущий исследователь Брук Моррис объясняет:
Мы знаем, что нейротипичные и аутичные дети играют по-разному, и это иногда мешает им находить общий язык. Но что, если не менять их поведение, а помочь им просто лучше понимать друг друга?
Дети сами придумывали, какими должны быть эти браслеты. Некоторые даже меняли значения цветов — например, делали их сигналами «мне весело» или „мне грустно“.
Теперь ученые хотят глубже изучить, что именно мешает разным детям играть вместе, и создать технологии, которые сделают игры по-настоящему инклюзивными.
Нет «правильного» способа играть, — говорит Брук. — Есть просто разные способы, и все они имеют право на существование.
Этот проект важен по нескольким причинам:
- Отказ от «нормативности» — вместо того чтобы заставлять аутичных детей подстраиваться под большинство, технология дает им инструмент для комфортного взаимодействия на своих условиях.
- Простота и доступность — браслет интуитивно понятен, его легко адаптировать под нужды конкретного ребенка.
- Развитие эмпатии — даже нейротипичные дети учатся замечать и уважать чужие границы.
- Практическое применение — такие устройства можно внедрить в школах и игровых центрах, снизив уровень непонимания в детских коллективах.
Ранее ученые заявили, что компьютерная игра помогает аутистам стать увереннее в себе.