Объем без иллюзий: зачем понадобились голограммы, которые можно схватить
Команда исследователей из Университета Наварры во главе с доктором Элоди Бузбиб впервые разработала технологию, позволяющую не только выводить объемные изображения в воздухе, но и взаимодействовать с ними напрямую — без VR-очков или специальных контроллеров.

Пользователь пальцами хватает висящую в воздухе 3D-машину и поворачивает её, как будто это реальный объект. Источник: Iñigo Ezcurdia 2025
То, что в кино называют голограммами, на самом деле чаще всего объемные дисплеи, — объясняет Бузбиб.
Это изображения, которые висят в воздухе, их можно рассмотреть с разных сторон, а теперь еще и потрогать.
Существующие коммерческие аналоги, например от Voxon Photonics или Brightvox Inc., не позволяют взаимодействовать с голограммами руками.
Мы привыкли к сенсорным экранам — нажимаем на кнопки, двигаем иконки пальцем. Теперь то же самое можно делать с 3D-объектами, — говорит Асьер Марсо, руководитель проекта.
Как это работает
- В основе — быстро колеблющаяся пластина (диффузор), на которую проецируются изображения с частотой 2880 кадров в секунду.
- Благодаря инерции зрения, картинка воспринимается как цельный объем.
- Проблема в том, что обычный диффузор жесткий — если задеть его рукой, можно повредить или получить травму.
Ученые заменили жесткий материал на эластичный, но пришлось доработать систему коррекции изображения — гибкая поверхность искажает проекцию.
Где это пригодится
- Образование — можно собирать виртуальные модели двигателей или молекул.
- Музеи — посетители смогут взаимодействовать с экспонатами без гарнитур.
- Коллаборация — несколько человек одновременно работают с 3D-объектами.
Исследование представят на конференции CHI 2025 в Японии, где соберутся ведущие эксперты в области интерактивных технологий. Проект поддержан Европейским исследовательским советом (ERC).
Эта технология ломает барьер между цифровым и физическим миром. Пока AR/VR требуют гарнитур, а сенсорные экраны ограничены 2D, объемные дисплеи с тактильной обратной связью открывают новые сценарии:
- Хирургические симуляторы — медики смогут «трогать» 3D-органы во время обучения.
- Дизайн и инженерия — прототипирование без 3D-принтеров: собрал модель руками, проверил эргономику.
- Удаленная коллаборация — инженеры из разных стран вместе разбирают виртуальный механизм.
Главный вызов — масштабирование. Пока система компактна, но для промышленного применения нужны большие диагонали.
Ранее ученые разработали метод генерации трехмерных голограмм из обычных снимков.