Новое двухслойное покрытие защищает керамику от перегретого пара
Ученые нашли способ уберечь керамику от пара, который раньше разъедал ее за считанные часы.

Материаловеды ищут покрытия, способные защитить композиты из карбида кремния (SiC) от разрушения в условиях экстремальных температур и водяного пара.
До недавнего времени такие защиты не выдерживали долгой работы при 1400 °C и выше.
Но группа ученых из Шаньдунского университета под руководством профессора Гуйфан Хань совершила прорыв — они создали двухслойное покрытие из MoSi₂ и HfO₂, которое не поддается коррозии даже в струе перегретого пара при 1500 °C в течение 200 часов.
Результаты опубликованы в издании Journal of Advanced Ceramics.
Секрет устойчивости — в образовании промежуточного слоя между MoSi₂ и HfO₂.
Он состоит из трех частей: кристобалита (разновидность кварца), стекла с добавками гафния и еще одного стеклоподобного слоя, где перемешаны кремний, гафний и кислород.
Внутри этого «бутерброда» также встречаются микроскопические кристаллы HfSiO₄ и HfO₂.
Мы детально изучили этот слой с помощью электронного микроскопа, рентгена и спектроскопии, — объясняет профессор Хань. — Оказалось, что гафний постепенно проникает в слой SiO₂, образуя вязкую стеклянную массу. Она работает как барьер: если в покрытии появляются трещины, стекло заполняет их при нагреве, не давая разрушению идти дальше. Кроме того, оно уплотняет структуру, закрывая микропоры.
Еще один плюс — гафний мешает SiO₂ кристаллизоваться, а значит, снижает риск растрескивания из-за перепадов температуры.
Наше решение позволяет не только повысить стабильность покрытия, но и раздвинуть температурные границы его применения, — добавляет Хань.
Остается проблема: нужно улучшить сцепление слоев и устойчивость к циклическому нагреву-охлаждению.
Этот прорыв критически важен для авиации и энергетики. Лопатки турбин, работающие в горячем водяном пару, быстро разрушаются без защиты. Новое покрытие позволит увеличить КПД двигателей, снизить расход топлива и продлить срок службы деталей. В перспективе — более мощные электростанции и долговечные реактивные двигатели.
Хотя 200 часов стабильной работы — впечатляющий результат, реальные турбины работают тысячи часов. Нужны испытания в условиях термоциклирования, ведь при резких перепадах температур даже вязкие стеклоподобные слои могут отслаиваться.
Ранее ученые создали термометр для охлажденного атома.