Tobacco Control: Пора бить тревогу из-за вейпов со встроенными играми
Учёные из Калифорнийского университета в Риверсайде обеспокоены новыми электронными сигаретами с сенсорными экранами, анимированными дисплеями и встроенными играми. Они удобны в использовании и привлекательны для молодёжи, поэтому могут вызвать зависимость не только от никотина, но и от игр.
Исследователи опасаются, что такие сигареты заинтересуют молодёжь, которая раньше не употребляла никотиносодержащие продукты, и усилят зависимость у нынешних пользователей.
Наша лаборатория следит за рынком электронных сигарет. Мы ищем новые курительные устройства, которые могут быть интересны молодёжи, — заявил первый автор работы Мэн Вонг.
Например, Craftbox V-Play может запускать классические аркадные игры: Pac-Man, Tetris и F22.
Также вызывают тревогу вейпы с цифровыми играми, побуждающими к курению. Вейпы с меняющейся анимацией, со встроенным Bluetooth и возможностью настройки с помощью личных фотографий. А также вейпы с рекламой знаменитостей и рекламными торговыми карточками.
Талбот отметил, что дизайн вейпов быстро меняется. Особенно это касается одноразовых вейпов — они удобны и популярны у молодёжи.
Два года назад одноразовые вейпы были простыми. Они служили только для доставки никотина. Сейчас их дизайн напоминает смартфоны и портативные игровые устройства, что делает их более привлекательными для молодых людей.
Талбот и Вонг считают, что «умные» вейпы нужно тщательно контролировать и регулировать. По сравнению с предыдущими версиями электронных сигарет, новые вейпы вызывают три потенциальные зависимости: никотиновую, игровую и зависимость от экранного времени. Исследователи надеются, что их работа побудит государственные органы, например Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, регулировать продажу этих устройств.
Талбот считает, что в будущем люди будут лучше понимать, как быстро меняются вейпы. Это усилит контроль за ними, и молодёжные продукты быстро исчезнут с рынка.
Также можно ввести более строгие правила для ограничения некоторых характеристик вейпов или даже полностью запретить одноразовые вейпы, как это сделали некоторые страны.
Исследователи были удивлены, обнаружив, что некоторые «умные» вейпы содержат игры. Чтобы продвинуться в игре, пользователю нужно затягиваться паром. Из-за этого никотиновая зависимость может развиваться быстрее. Например, в перезаправляемой под-системе URSA Pocket есть три встроенные игры.
Вонг рассказал, что в одной игре нужно кормить виртуального питомца монетами, которые получаешь за вейпинг. В другой игре подсчитываются затяжки, и есть таблицы лидеров. Их можно опубликовать в социальных сетях и выиграть призы.
При покупке некоторых устройств дают карты со сканируемым QR-кодом и надписью «отсканируй, чтобы выиграть». У вейпа есть дисплей с анимацией во время затяжки и встроенная беспроводная зарядка. Эти функции могут привлечь молодёжь к покупке и использованию вейпов.
Исследователи обеспокоены тем, что молодёжь может заинтересоваться дешёвыми устройствами по цене около 15–20 долларов за штуку.
Новые продукты предлагают увеличение затяжек, большую мощность и интеллектуальные функции по более низкой цене. Большинство новых одноразовых вейпов имеют дополнительные функции.
Регулирование не успевает за развитием вейпов, поэтому молодёжь становится уязвимой перед этими устройствами. Кроме того, одноразовые вейпы создают много отходов. Добавление экранов, блютуза и цифровых накопителей к этим устройствам усугубляет проблему.
Исследовательская работа Pac-Man on a vape: electronic cigarettes that target youth as handheld multimedia and gaming devices опубликована в издании Tobacco Control.
На всякий случай напомним, что курение вредит вашему здоровью