Стрессовые события меняют мозг и приближают катастрофу с Альцгеймером
Оказывается, потеря работы или партнера может оставить след в мозге, сравнимый с начальной стадией Альцгеймера.

Стрессовые события оставляют след не только в душе, но и в мозге. Исследование Барселонского института глобального здоровья (ISGlobal) и центра BBRC показало: тяжелая утрата, безработица и финансовые потери меняют структуру мозга и биохимию, связанную с болезнью Альцгеймера. Ученые изучили 1200 человек без признаков деменции, но с семейной историей этого заболевания.
Результаты опубликованы в издании Neurology.
С помощью МРТ они измерили объем серого вещества, а анализ спинномозговой жидкости выявил ключевые маркеры Альцгеймера:
- Бета-амилоид — его дисбаланс ведет к образованию токсичных бляшек.
- Фосфорилированный тау и нейрогранин — их повышение сигналит о повреждении нейронов.
Что обнаружили:
- Потеря партнера снижала уровень бета-амилоида 42/40 (особенно у мужчин) и повышала тау-белок (чаще у женщин). Сильнее всего это проявлялось у людей с низким уровнем образования.
- Безработица и денежные потери уменьшали объем серого вещества в зонах, отвечающих за эмоции и мышление. Мужские мозги хуже реагировали на потерю работы, женские — на финансовый стресс.
Бета-амилоид 42/40 — соотношение двух форм белка в спинномозговой жидкости. Если доля «42» падает, это значит, что он оседает в мозге, образуя токсичные бляшки — главный признак Альцгеймера.
Мужчины тяжелее переживают одиночество после утраты, а безработица для них — удар по социальному статусу, — поясняет ведущий исследователь Эйдер Ареназа-Уркихо. — Женщины же чаще страдают из-за денежной нестабильности, которая буквально «съедает» их мозг.
Работа помогает понять, как социальные факторы (гендер, образование) делают одних людей уязвимее к Альцгеймеру, чем других. Это может изменить подход к профилактике: например, предлагать мужчинам, переживающим утрату, терапию, снижающую воспаление в мозге, а женщинам в стрессе — программы финансовой грамотности. Важно и то, что маркеры болезни выявляются за годы до симптомов — значит, есть окно для вмешательства.
Исследование не учитывает хронический стресс (например, уход за больным родственником), который может влиять сильнее разовых событий. Кроме того, выборка — люди с наследственной предрасположенностью к Альцгеймеру, что не отражает общую популяцию.
Ранее ученые открыли новую мишень в лечении болезни Альцгеймера.



















