Как переработка батарей спасет нас от литиевого голода
Литий называют нефтью XXI века, но хватит ли его, чтобы перевести мир на электромобили?

Литий-ионные аккумуляторы — легкие и мощные — ключевой элемент перехода на электромобили. Спрос на литий в ближайшие 25 лет вырастет в разы.
Исследователи из Калифорнийского университета в Дэвисе изучили, как новые месторождения и переработка батарей помогут удовлетворить эту потребность.
Оказалось, переработка может серьезно снизить дефицит.
Результаты опубликованы в издании Nature Sustainability.
Литий теперь в первую очередь нужен для аккумуляторов, — говорит Алисса Кендалл, профессор экологического инжиниринга. — Раньше его добывали в небольших объемах, но с бумом электрокаров спрос взлетел: только за 2022–2023 годы — на 30%. Властям важно понимать, хватит ли ресурсов и откуда их брать.
Пабло Буш, ведущий автор исследования, объясняет: прежние прогнозы просто сравнивали запасы лития с будущим спросом.
Но открыть новый рудник — это миллиарды долларов и 10–15 лет ожидания.
Еще и экологические нормы или протесты местных жителей могут все затормозить.
Дело не только в количестве лития, но и в скорости добычи, — говорит Буш. — Если будут перебои, переход на электромобили замедлится, а старые машины с ДВС продолжат коптить атмосферу.
Литий добывают из трех основных источников:
- Подземные рассолы (самый простой способ);
- Горные породы (так получают половину мирового лития, в основном в Австралии);
- Глинистые отложения (есть в США).
Четвертый вариант — переработка старых батарей, но пока это дороже добычи.
Исследователи смоделировали, сколько новых месторождений понадобится к 2050 году. Если спрос будет высоким, придется открыть до 85 новых рудников. Но если внедрить переработку и уменьшить размеры аккумуляторов, хватит и 15.
Переработка критически важна, — подчеркивает Кендалл. — Даже небольшой процент вторсырья резко сократит нужду в новых шахтах.
Оптимальный момент для перелома — около 2035 года. А еще снизить спрос на литий помогут:
- Эффективные стандарты для электромобилей;
- Развитая сеть заправок, чтобы водители не боялись остаться с разряженной батареей.
Работа полезна тем, что:
- Конкретизирует риски — показывает, где и когда могут возникнуть дефициты;
- Дает инструменты — моделирует, как переработка и регулирование изменят ситуацию;
- Снижает хаос — помогает бизнесу и государствам планировать инвестиции без паники.
Модель не учитывает прорывы в технологиях: если появится аккумулятор без лития (например, на натрии), вся система прогнозов рухнет.
Ранее ученые представили дешевый метод добычи лития.