JBusVent: Развивающие бизнес на средства близких не будут рисковать
Предпринимателям часто не хватает ресурсов и финансирования, необходимых для запуска предприятия, и они обращаются за первоначальной поддержкой к семье и друзьям. Но всегда ли это хорошо для стартапа?
Новое исследование трех профессоров Школы бизнеса Келли Университета Индианы показывает, что такие тесные связи с инвесторами могут привести к тому, что основатели будут принимать более консервативные решения по развитию венчурного бизнеса и будут более нерешительными в принятии рисков.
В этом исследовании мы хотели понять, как получение средств от этих людей влияет на склонность предпринимателя к риску, — говорит Дональд Ф. Куратко, заведующий кафедрой предпринимательства имени Джека М. Гилла, исполнительный и научный директор Центра предпринимательства и инноваций имени Джонсона.
Когда отношения предпринимателя с инвестором укрепляются — как с семьей или друзьями, — предприниматель с большей вероятностью будет предвидеть чувство вины, связанное с решениями, принимаемыми в рамках венчурного проекта, поскольку основатель задумывается о том, не могут ли эти решения привести к провалу предприятия, — добавил Грег Фишер, профессор предпринимательства.
Это часто побуждает основателя принимать более консервативные решения по развитию предприятия, которые иногда могут противоречить предпринимательской деятельности.
Финансирование «от родственников и друзей» является одним из наиболее распространенных источников финансирования стартапов.
Работа «Предвзятость, вызванная источником финансирования: как социальные связи влияют на ожидаемую вину предпринимателей и их предпочтения в принятии риска» опубликована в журнале Journal of Business Venturing. Другие авторы — Реган Стивенсон, доцент кафедры предпринимательства и менеджмента, и Эмили Нойберт, доцент кафедры предпринимательства Техасского христианского университета и выпускница аспирантуры Келли, которая руководила проектом.
На выборке из 193 предпринимателей, активно участвующих в программах инкубаторов и акселераторов, исследователи проверили модель, согласно которой прочность связей предпринимателя с инвестором — будь то семья или друзья — влияет на предполагаемую вину предпринимателя при принятии стратегических решений, что, в свою очередь, коррелирует с тем, что предприниматель принимает менее рискованные стратегические решения по развитию.
Исследование вводит понятие «предубеждение, вызванное источником финансирования», которое представляет собой предубеждение в принятии предпринимательских решений, обусловленное отношениями предпринимателя с инвестором, что приводит к ожидаемому чувству вины при принятии рискованных решений. Таким образом, предприниматели, получающие финансирование от близких родственников и друзей, с большей вероятностью будут использовать менее рискованные варианты развития, чтобы избежать такого предвиденного чувства вины.
Получение финансирования на ранней стадии от родственников и друзей имеет свои преимущества — оно зачастую более доступно, чем другие виды финансирования, и предлагается на более гибких условиях, чем финансирование от других типов инвесторов. Однако финансирование от родственников и друзей сопряжено со скрытыми издержками. Личные отношения могут быть натянуты, если ожидания роста и успеха венчурного предприятия не оправдаются. Именно опасения по поводу таких напряженных отношений побуждают предпринимателей делать более консервативный выбор в пользу роста.
Данное исследование привлекает внимание к менее изученной стороне отношений между инвесторами и предпринимателями: в нем рассматривается, как источники финансирования влияют на принятие решений предпринимателями. Поскольку предприниматели могут привлекать инвестиции из различных источников, полученные результаты помогут предпринимателям (и людям, которые их наставляют или обучают) понять, как инвесторы могут повлиять на принятие ими решений.
Исследуя предвзятость предпринимателей, вызванную источниками финансирования, мы проливаем свет на то, как источники финансирования влияют на решения и действия предпринимателей, — говорит Нойберт.
Мы надеемся, что это исследование послужит стимулом для будущих исследований этой стороны отношений обмена между инвесторами и предпринимателями.
Ранее эксперт из казанского ИТ-парка заявил, будто стартап — это не бизнес.