Эксперты оспорили надежность моделей прогнозирования столкновений судов с китами
Новое исследование показало, что существующие подходы к оценке риска столкновения судов с китами неточны и не страхуют от инцидентов.

Международная группа учёных из Университета Гериот-Ватта в Эдинбурге сравнила восемь моделей оценки этого риска. Оказалось, что результаты этих моделей заметно отличаются.
Чаще всего сталкиваются с крупными китами, но пострадать могут все виды. Во всём мире такие инциденты часто остаются незамеченными, особенно если речь идёт о крупных судах. В результате столкновений животные могут быть ранены или убиты, а суда — повреждены.
Чиновники, коммерсанты и политики уже более 20 лет определяют зоны повышенного риска столкновений судов с крупными морскими обитателями. Они изучают, какие меры управления наиболее эффективны для снижения риска таких инцидентов.
После определения района с высоким риском столкновений, замедление хода судов и их перемещение считаются эффективными способами снижения числа инцидентов.
В этом исследовании впервые рассматривается влияние различных подходов к оценке риска столкновения с китами на районы, отнесённые к категории высокого риска. Результаты этого исследования могут иметь глобальные последствия для управления движением судов.
Эмили Хейг — ведущий автор исследования, научный сотрудник Института наук о жизни и Земле Университета Гериот-Ватта:
Мы рассмотрели методы картирования риска столкновений и выяснили, что они дают разные прогнозы. Одни подходы определяют одни и те же места как зоны высокого риска, а другие — иные места или размеры зон.
Раньше эти методы считались одинаковыми, но это не всегда так.
Мы хотим сделать процесс оценки риска столкновения с китами более понятным. Это поможет руководителям и политикам выбрать наилучший подход и тип данных для конкретного района и требований.
Наша работа может помочь уменьшить риск столкновения судов с китами и сохранить их популяцию.
В работе сравниваются современные методы прогнозирования ударов судов.
Для сравнения результатов каждого подхода использовались одни и те же данные: о распределении китов в исследуемом районе и о судах, которые находились там в течение сопоставимого периода времени.
Доктор Лорен МакУинни, доцент Университета Гериот-Ватт и руководитель проекта, объясняет, почему необходимо точное моделирование:
Нам повезло: у некоторых видов, которые были на грани вымирания из-за коммерческой охоты, появился второй шанс. Многие виды уже восстанавливаются.
Раньше наш морской сектор развивался без большого количества крупных китов. Поэтому сейчас мы только начинаем понимать, как на этих животных влияет человеческая деятельность, например судоходство.
Чтобы обеспечить восстановление видов в будущем, нужно снизить современные риски для китов, особенно угрозу ударов судов для некоторых популяций. Следует действовать на опережение и защищать китов.
Авторы подчёркивают, что важно тщательно выбирать подходы для прогнозирования риска столкновения с судами. Это влияет на результаты карт риска и дальнейшие управленческие или политические решения.
Эмили считает, что нужно использовать лучшие данные и модели, чтобы информировать судоходные компании о минимизации вероятности столкновения с китами.
Столкновения с судами представляют серьёзную угрозу для жизни китов. С ростом мирового спроса на товары увеличивается и количество судов, что усугубляет проблему.
Однако растёт политическая воля к защите океанов и среды обитания: проводится Десятилетие океанов ООН, а Международная морская организация (IMO) сотрудничает с судоходной индустрией, чтобы защитить районы интенсивного судоходства от влияния на крупных китов.
Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Applied Ecology.



















