Дорогая экология: почему Африка не спасет Европу

Максим Наговицын09.06.2025695

Африканский зеленый водород для Европы — мечта, которая может разбиться о суровую реальность финансовых рисков.

Дорогая экология: почему Африка не спасет Европу
Источник: нейросеть

Европе нужен зеленый водород, и многие надеются, что его будут производить в Африке. Но исследование Технического университета Мюнхена (TUM) показало: строить там заводы выйдет гораздо дороже, чем думали раньше. Из 10 000 возможных мест только 2% смогут поставлять водород в Европу на конкурентных условиях. И то — если европейские правительства гарантируют цены и скупят весь объем.

Зеленый водород — ключевой элемент для экологичного производства, например, в сталелитейной отрасли. Его получают с помощью электролиза, используя энергию солнца и ветра. Поскольку Европа сама не справится со спросом, взгляды обратились к Африке. Прибрежные страны с обилием солнца и ветра кажутся идеальными для строительства заводов. Пока проекты только в планах, но первые шаги уже делаются.

Результаты опубликованы в издании Nature Energy.

Ученые из TUM, Оксфорда и ETH Zurich изучили эти планы и обнаружили: расчеты затрат часто неточны.

Обычно модели используют усредненные цифры по финансированию, но в Африке риски выше, и в каждой стране свои условия, — объясняет Флориан Эгли, профессор политики зеленого перехода в TUM.

Команда разработала новую модель, которая учитывает:

  • Транспортировку и хранение водорода.
  • Политическую стабильность и надежность законов.

Предполагается, что к 2030 году заводы заработают, а водород в виде аммиака повезут в Роттердам.

Сколько это будет стоить

Если инвесторы берут все риски на себя, при нынешних процентных ставках цена водорода составит почти 5 евро за кг. Если европейские власти дадут гарантии — может упасть до 3 евро. Но даже в этом случае Африке придется конкурировать с другими регионами.

Например, на аукционе Европейского водородного банка в 2024 году победители предлагали цены ниже 3 евро.

Производство в Африке оказалось дороже, чем думали, — говорит Стефани Хирмер из Оксфорда. — Раньше недооценивали социально-политические риски.

Где выгоднее всего строить

Из 10 000 локаций только около 200 могут приблизиться к цене 3 евро за кг. Это Алжир, Кения, Мавритания, Марокко, Намибия и Судан.

Но даже тут есть нюанс: многие подходящие места находятся в нестабильных регионах, так что реальное число может быть еще меньше.

Без гарантий от Европы африканский водород не выдержит конкуренции, — говорит Эгли. — Нужны фиксированные цены и гарантии закупок. Или страхование кредитов, как в Всемирном банке. Только так можно наладить торговлю, которая со временем станет дешевле.

Исследователи подчеркивают: без стабильных договоренностей проекты рискуют провалиться. «Речь не только о деньгах, но и о справедливости, — добавляет Хирмер. — Если политики не подкрепят слова действиями, пострадают и экономика, и местное население».

Этот анализ важен, потому что:

  • Развенчивает миф о дешевом африканском водороде, заставляя инвесторов пересмотреть планы.
  • Показывает, что без господдержки проекты нерентабельны.
  • Учитывает реальные риски (политика, логистика, безопасность), а не абстрактные цифры.

Отметим, что исследование опирается на прогнозы до 2030 года, но мир меняется стремительно: технологии дешевеют, политические риски могут снизиться (или наоборот). Модель не учитывает прорывы в производстве водорода — например, новые методы электролиза.

Ранее ученые разработали материал, который превращает воду в топливо.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Экология

Найден способ использовать шлак для снижения выбросов CO₂
Найден способ использовать шлак для снижения выбросов CO₂

Микроорганизмы, печь и немного химии ...

Ученые создали живой бетон, который поглощает CO₂
Ученые создали живой бетон, который поглощает CO₂

Цианобактерии — древнейшие жители З

Пластиковая дорога: как пакеты из мусора закатали в трассу
Пластиковая дорога: как пакеты из мусора закатали в трассу

Два миллиона пакетов обрели вторую жизнь под&n

Ученые нашли новую опасность бисфенола А — в сочетании с кислотой
Ученые нашли новую опасность бисфенола А — в сочетании с кислотой

Два обычных химических вещества вместе могут н...

После нас — хоть потоп? Так он уже здесь
После нас — хоть потоп? Так он уже здесь

Лето длится дольше, зимы стали мягче &mda...

Ученые нашли связь между магнитным полем и кислородом
Ученые нашли связь между магнитным полем и кислородом

Магнитное поле Земли и уровень кислорода ...

Солома в бамбуковых лесах повышает выбросы CO₂ на годы вперед
Солома в бамбуковых лесах повышает выбросы CO₂ на годы вперед

Фермеры десятилетиями укрывали землю соломой, ...

Пестициды по рецепту: ИИ научит фермеров экономить яды
Пестициды по рецепту: ИИ научит фермеров экономить яды

Обычные опрыскиватели работают как швабро...

160 способов выжить: как спасти горные регионы Европы
160 способов выжить: как спасти горные регионы Европы

Горы Европы кормят миллионы людей, но сам...

Троянский конь в клетке: что не так с наноудобрениями
Троянский конь в клетке: что не так с наноудобрениями

Наночастицы могли бы преобразить сельское...

Не медом единым: как спасти пчел, не изобретая велосипед
Не медом единым: как спасти пчел, не изобретая велосипед

Что общего у органической фермы и ди

Ученые превращают мочу в материал для имплантов
Ученые превращают мочу в материал для имплантов

Дрожжи, которые превращают мочу в золото&...

Китай создал самую мощную систему экологического мониторинга
Китай создал самую мощную систему экологического мониторинга

Представьте, что каждый выброс заводов, к...

Сокращение бюджета Пентагона снижает выбросы
Сокращение бюджета Пентагона снижает выбросы

Американская армия потребляет больше энергии, ...

Ученые подсчитали, сколько снежных зим осталось у Альп
Ученые подсчитали, сколько снежных зим осталось у Альп

Когда в Альпах станет меньше снега, первы...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Новости компаний, релизы

ITPOD обновил номенклатуру серверов — разбираем обозначения
Автономные дроны без веб-интерфейса: просто API и никаких сложностей
Стажировка на Казанском вертолетном заводе – как студенты осваивали авиастроение
Как Самолет ускорил работу девелоперов в 7 раз
Как учат инноваторов: новый подход Московского Политеха