Боинги против глобального потепления: обычные самолеты могут охладить планету
Оказывается, охладить планету можно и без фантастических технологий — обычные самолеты справятся.
Новое исследование Университетского колледжа Лондона показало: если распылять частицы, отражающие солнечный свет, в стратосфере над полюсами, подойдут даже серийные грузовые Boeing 777.
Результаты опубликованы в издании Earth's Future.
Раньше считалось, что для такого метода (его называют стратосферным аэрозольным распылением) нужны специальные высотные самолеты, способные подниматься на 20 км и выше.
Но моделирование доказало: даже на 13 км над Арктикой и Антарктидой эффект будет, хоть и слабее.
Так что рано крылышки складывать.
Почему это важно
- Дешевле и быстрее — не нужно десятилетиями разрабатывать новые самолеты.
- Но есть нюансы: частицы на малой высоте держатся всего несколько месяцев (а не годы), и для того же охлаждения их нужно втрое больше.
А это усилит побочки — например, кислотные дожди.
Ученые смоделировали распыление диоксида серы (который превращается в отражающие частицы) в разных широтах и сезонах. Лучше всего сработало введение 12 млн тонн в год над полюсами весной и летом — это могло бы снизить глобальную температуру на 0,6°C. Примерно как после извержения Пинатубо в 1991-м.
Это не панацея, — говорит ведущий автор исследования Алистер Даффи.
Но если политики всерьез рассматривают такой вариант, важно понимать все возможности. Даже неидеальные.
Главный вывод: технология реальна уже сейчас, но требует осторожности. Резко остановить распыление — значит спровоцировать скачок температуры. И конечно, это не отменяет сокращения выбросов.
Этот анализ ценен тем, что:
- Снижает порог входа для геоинженерии — не нужно ждать появления «суперсамолетов», можно использовать имеющиеся ресурсы.
- Показывает компромиссы: да, полярный вариант менее эффективен, но зато его можно испытать в ближайшие годы, а не десятилетия.
- Демистифицирует тему — вместо абстрактных рассуждений дает конкретные цифры: сколько вещества нужно, какой эффект ждать, какие риски.
Такие исследования помогают избежать двух крайностей — и панического страха перед геоинженерией, и наивной веры в «волшебную таблетку».
Ранее ученые выяснили, что частные самолеты вредят климату не меньше остальных.