Теория распространения инноваций: определение и примеры
Что такое теория распространения инноваций?
Теория распространения инноваций объясняет, как новые идеи и практики становятся общепринятыми. Она изучает, почему одни инновации быстро принимаются обществом, а другие — нет.
Скорость распространения зависит от того, как инновация преподносится разным слоям общества, и от субъективных мнений людей. Эту теорию часто используют при разработке маркетинговой стратегии для новых продуктов.
Основные выводы
- Теория распространения инноваций описывает, как быстро новые идеи, практики или продукты становятся популярными.
- В этой теории есть пять участников: новаторы, ранние последователи, раннее большинство, позднее большинство и отстающие.
- Эту теорию используют в маркетинге, чтобы понять, как люди принимают новые продукты, и стимулировать их распространение.
- Также её применяют в здравоохранении, чтобы популяризировать здоровый образ жизни.
Понимание теории распространения инноваций
Э. М. Роджерс, теоретик коммуникации из Университета Нью-Мексико, разработал теорию распространения инноваций в 1962 году. Она описывает, как люди принимают новые идеи и начинают их использовать.
Участники теории распространения инноваций
- новаторы — открыты для риска и первыми пробуют новые идеи;
- ранние последователи — заинтересованы в новых технологиях и определяют их полезность;
- раннее большинство — осваивает инновации вслед за новаторами и ранними последователями;
- позднее большинство — внедряет инновацию в повседневную жизнь после раннего большинства;
- отстающие — последними осваивают инновационные продукты и новые идеи.
Новаторы и ранние последователи готовы рисковать, пробуя новые идеи, технологии или товары. Отстающие осторожны и предпочитают привычные подходы. В итоге им все равно приходится использовать новые идеи, поскольку без них становится невозможно жить и работать.
В теории распространения инноваций «новыми идеями» могут быть любые инновации: идеи, технологии, товары, услуги или модели поведения.
Теория распространения инноваций основана на интеграции предыдущих социологических теорий поведенческих изменений.
Скорость распространения инноваций зависит от соотношения городского и сельского населения, уровня образования, степени индустриализации и развития общества. В разных обществах скорость внедрения будет отличаться — это время, за которое общество принимает новую инновацию.
Например, интернет может быть принят обществом быстрее, чем автомобиль, из-за стоимости, доступности и привычки к технологическим изменениям.
Примеры теории распространения инноваций
Хотя теорию распространения инноваций разработали в середине XX века, большинство новых технологий проходили похожий путь к широкому распространению.
Маркетологи используют эту теорию, чтобы стимулировать внедрение своих продуктов. Например, они могут найти группу людей, которые получат продукт бесплатно в обмен на распространение информации о нём. Эти люди рассказывают основной аудитории о полезности продукта.
Маркетинг влиятельных лиц основан на теории диффузии инноваций. Бренды обращаются к популярным людям в социальных сетях для продвижения новых продуктов или услуг. Влиятельные лица становятся ранними последователями, тестируют продукт и рассказывают о нём своей аудитории, тем самым способствуя его распространению.
Эту же теорию применяют при разработке программ общественного здравоохранения. Выбирается группа людей, которые первыми принимают новую технологию или практику и распространяют информацию о ней среди других. Однако культурные ограничения, доступ людей к ресурсам и социальная поддержка могут мешать успеху таких программ. Этот тип распространения более полезен для поощрения позитивного поведения.
Каковы этапы диффузии инноваций?
Процесс принятия решений состоит из пяти этапов. Позднее в своих работах Роджерс назвал их «знание», „убеждение“, „решение“, „внедрение“ и „подтверждение“.
Каковы барьеры на пути к принятию в процессе диффузии инноваций?
Человек может отказаться от внедрения инновации на любом этапе принятия решения. Обычно это связано с определёнными барьерами: использованием или ценностью инновации, риском или психологическими факторами, такими как культурная стигма.
В каких областях применяется теория распространения инноваций?
Теория диффузии инноваций применяется в сельском хозяйстве, социальной работе, коммуникации и уголовном правосудии, а не только в маркетинге и здравоохранении.
Итог
Теория диффузии инноваций описывает, как новые идеи, технологии и товары постепенно распространяются среди людей. Сначала их принимают новаторы и первые последователи, затем — раннее большинство и позднее большинство. Отстающие перенимают новшество последними.
Эту теорию можно применять в маркетинге для продвижения новых продуктов или в таких областях, как общественное здравоохранение, уголовное правосудие и коммуникации. Она помогает понять, как распространяются технологии, товары, услуги, идеи и модели поведения.
15.08.2024, 235 просмотров.